Как много сейчас говорят о «креативности» компаний... Трудно встретить топ-менеджера, который не восхваляет это качество у своих подчиненных. И, несмотря на то значение, которое креативность постепенно приобретает, о повседневном творчестве каждого отдельного сотрудника и команд в целом до сих пор известно крайне мало. Уж не говоря о том, что далеко не каждый руководитель ставит перед собой задачи по активизации этой важной характеристики. Как правило креативные отделы ищут "новую и свежую кровь", которую потом доят, выжимая все, что могут. Сроки, условия - это вторично и за кадром. Отсюда и результаты, например стереотип, что Россия пока вне хорошего и яркого креатива.
Что нужно сделать для того, чтобы креативность развивалась в компании? Какова роль руководителя в этом процессе? И что может сделать любой человек, чтобы развить в себе это качество?
На эти вопросы попыталась ответить Тереза Амабиле (Teresa Amabile), руководитель отделения предпринимательства Гарвардской школы бизнеса, которая занимается креативностью на протяжении тридцати лет. В настоящий момент она является единственным профессором бизнес-школы первой «двадцатки», посвятившим все свои исследования целиком проблеме творчества. Результаты ее работы разрушают мифы, годами существовавшие вокруг креативности. Особенно ярко выделяются шесть из них.
Не боги горшки обжигают
Миф первый. Креативность – удел креативных людей
Свои беседы с руководителями исследователь часто начинала с вопроса о том, в каких сферах жизнедеятельности компании больше всего необходима креативность. Типичными ответами были исследовательская область, маркетинг и реклама. На вопрос «В какой сфере вам не нужна креативность?» многие отвечали: «В бухгалтерии». Причем этот ответ зачастую сопровождался улыбкой, вызванной негативными ассоциациями с творческим ведением бухгалтерской документации. Между тем даже в этой сфере нередко внедряются инновации, оптимизирующие деятельность сотрудников.
Исследование Амабиле четко выделяет, что любой мыслящий человек в той или иной мере способен выполнять творческую работу. Креативность зависит от целого ряда факторов: опыта (знаний и технических навыков), таланта, умения думать по-новому и – внимание! – способности пробиться сквозь барьеры «привычного». Особенно важна так называемая «внутренняя креативность». Она выражается в том, что люди, вдохновленные своей работой, относятся к повседневным делам более творчески, чем все остальные.
Низшим нужны деньги, средним – деньги и уважение, высшим – уважение.
Миф второй. Деньги – мотиватор для креативности
Результаты исследования свидетельствуют о том, что деньги – далеко не самое главное в работе над творческим началом. Роль внешних мотиваторов на креативность (стремление к популярности, богатству и т.п.) так же оказалась мала. Более того, бонусы и вознаграждение по результатам работы могут вызывать определенные проблемы. В том случае, когда люди полагают, что буквально каждое их движение окажет влияние на оплату труда, они стараются максимально избегать рисков. «Без сомнения, сотрудники должны чувствовать, что их труд оплачивается по достоинству, – отмечает Амабиле. – Но исследование показало, что они придают значительно большее значение рабочему климату, в котором поддерживается и ценится творческий подход».
Людям необходима возможность с головой погружаться в работу и делать в ней успехи. Поэтому для руководителей очень важно распределять задания не только на основе навыков и опыта сотрудников, но и учитывая их собственные интересы. Талант лидера заключается и в том, чтобы дать сотрудникам возможность развивать свои собственные навыки и способности.
Время отнимает больше всего, но дает все.
Миф третий. Креативность хороша для сжатых сроков
Анализ 12000 дневниковых записей, изученных в ходе исследования, свидетельствует об обратном. В схватке со временем происходит ослабление творческих способностей не только в тот день, но и в течение двух последующих суток. Креативность уменьшается в данном случае по той причине, что люди не могут в полной мере углубиться в свою работу. «Творческий подход требует инкубационного периода, – отмечает Амабиле, – людям нужно время, для того чтобы погрузиться в проблему и начать генерировать идеи».
При этом практика показывает, что проблема заключается не только в сроках. Еще более пагубно воздействует на креативность - невозможность сконцентрироваться на своей работе. Людей необходимо защищать от отвлекающих факторов, и они должны знать, что все вокруг нацелено на достижение результата.
Ничто так не унижает людей, как их страхи.
Миф четвертый. Страх приводит к новым открытиям
Многие считают, что неблагоприятное психологическое состояние стимулирует творческие способности. И действительно, не трудно обнаружить, что, например, писатели, находившиеся в состоянии депрессии, мыслили весьма оригинально. Но насколько в действительности полезны психологические «встряски» для креативности? В ходе анализа тестов на предмет таких чувств, как страх, озабоченность, грусть, гнев, радость и любовь, выяснилось следующее. Участники исследования связывали креативность с радостью и любовью. Оказалось, что они были наиболее счастливы тогда, когда выдвигали и реализовывали новые идеи. При этом наибольшее количество новых идей появлялось в том случае, если накануне респонденты были счастливы. Получается замкнутый круг: креативность способствует счастью, а счастье приводит к креативности. Как можно заметить, негативные эмоции просто отсуствуют.
Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей.
Миф пятый. Соревновательность способствует творчеству
Этот миф особенно популярен в сфере финансов и высоких технологий. Между тем исследование продемонстрировало, что креативность идет на убыль в тех коллективах, в которых сотрудники соревнуются, вместо того чтобы сотрудничать. Наиболее продуктивны те команды, члены которых не боятся делиться идеями с коллегами. В том случае, когда сотрудники соревнуются, для того чтобы получить признание, они перестают обмениваться информацией. В результате возникает ситуация, когда ни один сотрудник в организации не обладает полными данными. Собрать в таких условиях единое целое из отдельных кусочков невозможно – их просто не хватит.
Кто отказался покинуть рай, тем устроят пекло.
Миф шестой. Организация, оптимизирующая свою структуру, креативна
Влияет ли сокращение штатов и реструктуризация на креативность сотрудников? Конечно же да, но очень негативно: творческие способности команды и ее отдельных членов резко страдают от этих процессов. Тереза Амабиле изучила подразделение одной транснациональной компании в тот момент, когда его численность должна была сократиться с 6000 до 4500 человек. Сокращение штата заняло 18 месяцев, в течение которых подразделение лихорадило. Оказалось, что само по себе ожидание структурных преобразований влияло на сотрудников даже хуже, чем само сокращение. Страх перед неизвестностью автоматически приводил к тому, что люди переставали погружаться в работу. Интересно и то, что даже через пять месяцев после завершения сокращения штатов прежний уровень креативности так и не был достигнут.
Какие выводы можно сделать на основе данных исследований?
Исследование позволяет сделать вывод, что большинство людей так и не представляют себе свой творческий потенциал . Частично это объясняется тем, что они работают в условиях, препятствующих внутренней креативности. Но творческий подход присущ любому человеку на любом рабочем месте, и необходимо только создать подходящие условия для того, чтобы креативные способности начали проявляться и вошли в норму. Например, выделять достаточно времени для работы, поддерживать атмосферу сотрудничества и сплоченности в команде, не допускать скрытых или явных страхов и угроз, препятствующих свободному мыслительному процессу. Поддерживать стабильность в компании. Подумайте, много ли нового сейчас вы узнали? Скорее мало, чем много. Это основы, правила, без которых креативность умирает. Но даже такие простые правила, так хорошо уложенные на бумаге очень тяжко вяжутся с нашей действительностью и деловой средой в офисе.
Выгодны ли креативные личности?
Безусловно, да! Креатив дает ощущение свободы, он создает людям чувство самореализации, удовлетворения и радости от работы. Креативные личности ищут множество ответов на один вопрос, когда все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Они более наблюдательны, умеют идти на риск, не подвержены влиянию стереотипов, и склонны к самообучению, способности к игре, и умению сопереживать, а так же эмоционально вовлечены в работу. Это живые люди, которые болеют за общее дело. Несомненно, иметь таких сотрудников гораздо лучше, чем простых исполнителей и статистов, и во сто крат интересней работать именно с такими людьми, чьи результаты будут впечатлять и удивлять своей новизной и свежестью.
Так что же мешает внести это в свой бизнес-план, в ближайшие цели и начать это воплощать в жизнь? Что мешает расправить плечи и смотреть с высоко поднятой головой, гордясь тем, что бизнес и работа - это не только цифры и деньги, но и уважение, и радость, и реализация всех членов команды.