Мы писали ранее о типичных ошибках заказа услуги составления бизнес-планов. Статистика обращений в нашу компанию позволяет не только подтвердить существующую потребность в этой услуге, но и определить самый популярный вопрос, который задают нам при обращении за этой услугой. Конечно, это вопрос «Сколько стоит разработать бизнес-план?».
В этой статье мы постараемся рассказать о том, от чего зависит трудоёмкость разработки бизнес-плана. Прежде всего, она зависит от цели.
1. Цели бизнес-планирования
Бизнес-план может разрабатываться для оценки перспективности новой идеи. Иногда зрелая компания, желая промоделировать варианты развития, прибегает к бизнес-планированию сторонними силами. Очень часто бизнес-план пишется для предъявления инвестору, кредитной организации, будущему партнёру по бизнесу. Наконец в настоящее время бизнес-планы пишутся для получения начинающими предпринимателями грантов малому бизнесу.
Во всех этих случаях разные цели определяют разное содержание, структуру, а значит и стоимость разработки бизнес-плана, поэтому, прежде всего, нужно определить, для чего будет использоваться бизнес-план? Кто его будет оценивать и по каким критериям? Многообразие целей приводит к многообразию требований к бизнес-плану. Поговорим об этом подробнее.
2. Требования к бизнес-плану.
Оценить стоимость разработки бизнес-плана гораздо проще, если он должен отвечать типовым требованиям. Например, если предприниматель рассчитывает получить бюджетные инвестиции, бизнес-план, как правило, должен быть выполнен в соответствии с методикой МЭРТ. Международные стандарты бизнес-планирования (рекомендации TACIS, требования UNIDO) предпочитают не только иностранные, но и крупные российские инвесторы. Для того чтобы получить в Санкт-Петербурге грант на открытие собственного дела, бизнес-план должен удовлетворять Методическим рекомендациям, составленным под патронажем Правительства Санкт-Петербурга.
Требования, предъявляемые к бизнес-планам, разрабатываемым для внутреннего использования или для оценки будущими партнёрами, отличаются ещё большим разнообразием. Кому-то важна маркетинговая часть, обоснование выбранной рыночной ниши. В других случаях особое внимание нужно уделить экономике, финансовому анализу. Иногда заказчики хотят видеть в бизнес-плане подробное описание алгоритма его реализации.
Согласитесь, что для определения стоимости разработки, требования, предъявляемые к бизнес-плану, должны быть обстоятельно изучены.
3. Исходные данные
Представьте себе ситуацию, когда для разработки бизнес-плана мы имеем исчерпывающую исходную информацию:
- Продукция и покупатели будущего предприятия досконально известны,
- Имеются свежие и достоверные данные о рынке планируемой компании,
- План реализации и себестоимости имеется и не вызывает сомнения,
- Позиционирование и конкурентные преимущества компании определены,
- Способ доведения продукции до потребителя понятен,
- Способы продвижения товаров или услуг проработаны и просчитаны,
- Способ ценообразования определён,
- Будущие расходы подсчитаны.
Тогда составление бизнес-плана превращается в рутинную задачу написания пояснительной записки и заполнения требуемых форм. Понятно, что стоимость такой работы минимальная.
В другом крайнем варианте исходная информация отсутствует, есть лишь намерение заказчика развить бизнес в определённом направлении, а все исходные данные ещё предстоит определить. В этом случае основная трудоёмкость как раз будет состоять в определении достоверной информации для бизнес-планирования, и трудоёмкость эта бывает весьма значительной.
Как правило, реальное положение дел находится между этими двумя крайностями, поэтому для определения стоимости разработки бизнес-плана необходимо определить, какие исходные данные имеются, а какие ещё предстоит определить.
Надеемся, что мы убедили вас в том, что для корректного определения стоимости и продолжительности разработки бизнес-плана исполнителю нужна некоторая исходная информация, которую можно получить в ходе непродолжительного интервью с заказчиком. И наоборот, обещания сделать «любой бизнес-план» за некоторую фиксированную сумму должны настораживать: либо вы рискуете переплатить, либо не получить желаемого.