В период кризиса многие компании испытывают трудности, связанные со снижением объёмов продаж, а их руководители имеют естественное желание увеличить долю рынка за счёт менее предприимчивых конкурентов. В этой ситуации, осложнённой дефицитом финансов и риском дополнительных инвестиций, многие руководители видят резервы в повышении эффективности продаж.
В статье представлено краткое изложение методики управления так называемыми «сложными» продажами и описаны практические шаги, направленные на её внедрение. Первоисточником этой методики является книга Роберта Миллера и Стефена Хаймана "Strategic Selling", хотя к аналогичным способам повышения управляемости «сложных» продаж приходили и другие методисты.
«Сложными» называют продажи, которые
Внедрение методики управления продажами может удовлетворить следующие потребности участников процесса продаж:
Ø Руководство компании:
Ø Руководители отделов
Ø Менеджеры по продажам
Традиционное решение задачи управления продажами основывается на так называемой «воронке продаж». Основные принципы этой методики:
В случае «сложных» продаж «воронка продаж» работает плохо. Главная причина заключается в том, что в принятии решения участвуют несколько сотрудников компании-заказчика - так называемый Закупочный Комитет (ЗК).
На рисунке 1. графически отображена реальная ситуация развития отношений с членами ЗК в процессе продаж сложного технического оборудования на промышленное предприятие. Отношения с Главным технологом сложились быстро, он активно поддерживает предложение продавца. Хорошо складываются отношения с Главным инженером, а вот Финансовый директор, безусловно входящий в ЗК, едва знает о существовании компании-продавца. Трудно сказать, на каком этапе «воронки продаж» в целом находятся отношения с предприятием-клиентом.
Фактически, менеджер по продажам (МП) должен «продать» проект всем членам закупочного комитета, отсюда вытекает следующая последовательность действий:
1. Выявление всех лиц закупочного комитета
2. Сбор и анализ информации о членах ЗК
3. Определение целевого состояния отношений с членами ЗК.
4. Формирование стратегии, сценария переговоров и аргументации по каждому члену комитета.
5. Реализация плана при постоянном анализе новой информации.
В соответствии с описываемой методикой МП должен собрать следующую информацию о членах ЗК:
6.1. Роли членов ЗК
Методисты определяют роли в соответствии с типами влияния членов закупочного комитета на принятие решения о покупке:
Экономическое (ЛПР) - оказывает человек, который принимает фактическое решение о судьбе проекта, в том числе его финансирования,
Пользовательское - оказывают люди, которые будут использовать предлагаемое оборудование,
Бюрократическое - оказывает человек, который определяет, соответствует ли предложение продавца определённым корпоративным нормам и стандартам (финансовым, юридическим, техническим и т.д.),
Консультационное - оказывает человек, имеющий влияние на принятие решения по причине доверительных отношений с покупателем.
Зачем нужно определение ролей? Неопытный МП может потратить много времени на объяснение «бюрократу» технологических преимуществ вашего предложения, а «пользователю» долго объяснять, какой удобный график оплат предлагает ваша компания. И в том и другом случае МП не продвинется к положительному результату. Определение ролей нужно для правильного определения стратегии в переговорах с каждым членом ЗК.
6.2. Определение типа восприятия проекта каждым членом закупочного комитета
Методисты выделяют 4 типа восприятия инноваций:
Определение типа восприятия нужно для подготовки эффективной аргументации в переговорах с членом ЗК. Неопытный МП может напрасно расписывать перспективы вашего предложения «консерватору» или пугать человека с типом восприятия «рост» возможными проблемами внедрения. Ни в том, ни в другом случае выбранная аргументация не будет эффективной.
6.3. Определение типа ответной реакции члена ЗК
Вряд ли кто-то усомнится в том, что для успешного ведения переговоров необходимо понимать реакцию партнёра на Ваше предложение на каждом этапе. Тип ответной реакции оценивается менеджером по шкале от «категорически против» до «категорически за». Вот только правильно оценить эту реакцию бывает не просто.
6.4. Определение результатов и выигрышей проекта с позиций каждого члена комитета.
Каждый человек, будучи членом ЗК, думает о том, какую пользу принесёт проект предприятию (результаты) и ему лично (выигрыши). Для достижения положительного решения игнорировать эту информацию не допустимо.
Собрав информацию, определённую в п. 6, МП получает картину текущего состояния отношений с членами закупочного комитета. Теперь самое время ответить на вопрос: чего мы хотим добиться в результате переговоров с представителями клиента, то есть следует определить целевое состояние реакции членов ЗК на ваше предложение. Для этого можно воспользоваться методикой SWOT-анализа, поскольку каждый из членов комитета в зависимости от ваших слабых и сильных сторон, может предоставлять определённые возможности или составлять некоторые угрозы для положительного решения. На основании результатов анализа формируется план действий, сценарий переговоров и аргументация по каждому члену комитета.
Важно подчеркнуть, что целевое состояние - не обязательно «идеальное». Неопытный МП может напрасно потратить много времени, желая превратить «самоуверенного» «бюрократа» в пламенного энтузиаста вместо того, чтобы сосредоточиться на других, более перспективных и не менее влиятельных союзниках. Как известно, хорошая цель должна быть не только амбициозной, но и достижимой. На таких целях и нужно сконцентрироваться.
Мы описали процедуру методики управления «сложными» продажами. Возникает вопрос: что можно/нужно сделать для того, чтобы эта методика превратилась в вашей компании в инструмент повышения эффективности продаж? Перечислим возможные практические шаги в порядке возрастания сложности.
Наиболее эффективная форма решения этого вопроса - тренинг по следующей программе:
После приобретения навыков следующий естественный шаг в освоении методики - создание структур данных, в которых МП будут фиксировать собранную информацию, и планировать свои цели, стратегию и действия. Если руководители продаж не захотят пустить дело на самотёк, понадобятся правила поддержки этих данных и процедуры их контроля. Если в компании внедрена система CRM, целесообразно все эти данные вести в ней.
Поскольку комбинаций «тип роли - тип восприятия - тип реакции» конечное множество, есть возможность определить для каждой комбинации целевой результат, стратегию менеджера и аргументы для переговоров, а значит разработать алгоритм работы с членами закупочного комитета.
Если мы формулируем цель (в данном случае - целевую реакцию членов ЗК), сразу возникает вопрос о критериях достижения цели. Не всегда руководители продаж хотят/могут положиться на субъективное мнение МП. В таких случаях должны быть разработаны объективные критерии, сигнализирующие о степени достижения целевой реакции.
Алгоритм работы с членами ЗК в совокупности с критериями достижения целевой реакции может составить основу для бизнес-процесса «сложных» продаж. Этот бизнес-процесс может быть использован в «мягком» варианте для подсказки МП рекомендуемых действий или для планирования заданий в более «жёстком» варианте управления. Разумеется, эффективное внедрение этого бизнес-процесса возможно только при условии организации его поддержки в системе CRM или иной информационной системе, поддерживающей технологию Workflow.
Цель этой статьи - напомнить/сообщить читателям об одной из методик управления «сложными» продажами. Автор будет рад, если этот материал поможет вам повысить эффективность продаж в вашей компании.