Сколько стоит SWOT-анализ?

2012-02-14 15:31:29 2281

В статьях, объединённых тематикой «Сколько стоит консалтинг?», мы не обсуждаем все разнообразные подходы к ценообразованию на консалтинговые услуги, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться в структуре себестоимости, понять, из чего складывается трудоёмкость той или иной работы. В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как проведение SWOT-анализа.

В системном менеджменте процедура SWOT-анализа используется для разработки стратегии развития бизнеса в целом или его функциональных областей на основе анализа сильных (S) и слабых (W) сторон компании, а также возможностей (O) и угроз (T) внешней среды. Для оценки трудоёмкости этой процедуры полезно представлять себе варианты реализации её этапов, о чём и пойдёт речь дальше.

1. Выбор функциональной области

Чаще всего SWOT-анализ используется для разработки аркетинговой стратегии оранизации. Однако с тем же успехом метод может быть использован для выработки стратегических альтернатив в области управления персоналом, финансами, логистикой и другими функциональными областями бизнеса. Иногда речь идёт о стратегии развития бизнеса в целом, а то и корпоративной стратегии, то есть плана управления группой компаний. Понятно, что для оценки бюджета проекта предмет анализа имеет не последнее значение, так что нужно определиться с ним в самом начале.

2. Сильные и слабые стороны

Обсуждая этот этап, нужно иметь в виду 2 варианта выполнения работы: силами консультанта по результатам диагностики и на основании мнения сотрудников компании. К первому варианту обычно прибегают при условии доверия к консультанту и желания провести общий аудит системы управления. О процедуре диагностики и её стоимости можно почитать в статье «Стоимость диагностики управления предприятием».

Как правило, опытные сотрудники хорошо знают сильные и слабые стороны компании и задача заключается в том, чтобы эти знания выявить и систематизировать. Делается это путём анкетирования, а лучше в ходе коллективного обсуждения, в котором консультант играет роль модератора.

Как и в других случаях, выбор процедуры выполнения этапа определит и трудоёмкость, и продолжительность работы.

3. Возможности и угрозы среды

Факторы, влияющие на компанию и отрасль, выявляются в ходе так называемого PEST-анализа. Исходные данные для него можно получить в результате исследования рынка компании. Однако, как и на предыдущем этапе, иногда ограничиваются менее трудоёмкой процедурой и выявляют возможности и угрозы внешней среды путём опроса сотрудников компании и, быть может, других экспертов рынка.

Предпосылки для выбора варианта выполнения те же, как и в п. 2: доверие к исполнителю исследования и желание одновременно решить более общую задачу, например, получить информацию для прогноза доходной части или разработки тактики маркетинга. Дополнительным фактором без сомнения станут бюджетные ограничения, так как само по себе исследование рынка является, как правило, весьма трудоёмким мероприятием, о деталях которого можно почитать в статье «Сколько стоит проведение маркетингового исследования?».

4. Выработка стратегических инициатив

На этом этапе выполняется попарное сравнение «сторон» и «факторов рынка» и формулируются решения, способствующие использованию сильных сторон и возможностей, а также компенсирующие слабые стороны и угрозы. По мнению автора, лучший вариант выполнения этой работы - это подготовка проекта силами консультанта с последующим обсуждением с ведущими сотрудниками компании. Однако решения заказчика относительно процедуры бывают самые разные и лучше их обсудить заранее, в ходе согласования бюджета.

Как видим, даже такая, вроде бы не сложная процедура, как SWOT-анализ, имеет разнообразные варианты исполнения, влияющие на трудоёмкость. Если вы решили привлечь для её выполнения консультанта, надеюсь, эта статья поможет вам лучше подготовиться к переговорам.

Категории: Прочее