Стратегические рекомендации Минэкономразвития

2012-02-24 12:44:29 2538

18 ноября 2011 г. в Минюсте РФ был зарегистрирован Приказ Министерства экономического развития РФ от N 683 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет". В Приложении к Приказу содержатся «Методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет».

Хотя Приказ носит рекомендательный характер и не содержит сроков выполнения, некоторые ФГУПы, а также предприятия других форм государственной собственности, приступили к переработке стратегий развития в соответствии с рекомендациями МЭР РФ.

Проанализировав рекомендации, мы составили в привязке к рекомендованной структуре стратегии перечень исходных данных и результатов, требуемых в соответствии с Приказом. Публикуем этот список ниже в помощь предприятиям государственной собственности, готовящимся к переработке своей стратегии. У некоторых предприятий все эти материалы уже есть и для соответствия рекомендациям МЭР нужно лишь «уложить» их в документ рекомендуемой структуры. Другим предприятиям придётся начать со сбора исходной информации

1. Анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков

  • Результаты ФХД минимум за 3 прошлых года
  • Показатели продаж за прошлые несколько лет в существенных для стратегии разрезах - по продуктам, территориям, типам клиентов
  • Общее описание деятельности предприятия, описание финансовых потоков, производства и организации сбыта продукции, описание кадровой структуры и системы управления персоналом, информационных технологий и мероприятий по инновационной деятельности, описание текущей стратегии развития при ее наличии
  • Анализ сильных и слабых сторон компании
  • Анализ состояния и динамики отрасли, возможностей и угроз рынка, потребителей, конкурентов, прочих сил влияния - товаров-заместителей, поставщиков, органов государственного регулирования, СМИ, общественных организаций
  • Данные за 3 года по предприятию и не менее, чем по 3-м конкурентам, в том числе, международным:
    • рентабельность по чистой прибыли;
    • рентабельность капитала;
    • структура капитала (доля заемного капитала в общей величине активов);
    • структура долговой нагрузки (в том числе, доля краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;
    • структура издержек (отдельно необходимо проанализировать отношение средней заработной платы в данной отрасли или на данном рынке, а также к средней заработной плате у отечественных и зарубежных конкурентов);
    • портфель производимой продукции/услуг (в том числе анализ наиболее перспективных, инновационных продуктов и современных технологий производства);
    • доля предприятия на основных рынках сбыта;
    • география сбыта;
    • структура поставщиков;
    • производительность труда;
    • степень износа основных фондов;
    • расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в процентах от выручки.
  • Отраслевая стратегия развития, утвержденная соответствующим федеральным органом исполнительной власти или Правительством Российской Федерации, и иных документов, определяющих развитие соответствующей отрасли (указы Президента Российской Федерации, государственные программы, федеральные целевые программы, стратегии развития смежных отраслей и т.д.)
  • Анализ рисков
  • Выводы

2. Определение цели развития предприятия с учетом проведенного анализа внутренней и внешней среды и оценки рисков

  • Утверждённые цели предприятия (конкретные, измеримые, по периодам планирования) на интервал планирования, включая планы по доходной части (реализация, валовая прибыль, чистая прибыль), включая цели в сфере экологии, энергоэффективности и социальной ответственности

3. Показатели достижения целей развития предприятия с указанием планируемых сроков их достижения

  • Система показателей развития с плановыми значениями по периодам и ответственными, включая такие показатели как
    • доля по ключевым продуктам на основном рынке деятельности компании;
    • расширение географии сбыта продукции;
    • показатели, характеризующие модернизацию и инновационное развитие;
    • доля НИОКР за счет внебюджетных средств в выручке компании;
    • себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке);
    • производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);
    • экспорт продукции/услуг в процентах к выручке компании;
    • показатели, характеризующие финансовую эффективность и устойчивость:
    • рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);
    • показатели, характеризующие долговую нагрузку (отношение суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж);
    • ликвидность (отношение разницы между оборотными активами и долгосрочной дебиторской задолженностью к краткосрочным обязательствам);
    • объем инвестиций в основной капитал;
    • показатели, характеризующие энергоэффективность и энергосбережение.

4. Мероприятия (производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные), необходимые для достижения целей стратегии развития в планируемые сроки

  • Укрупнённый план мероприятий

5. Информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития

  • Баланс на дату начала планирования с расшифровками статей
  • Подробное описание ресурсов: штатное расписание с зарплатами, основные средства с остаточной стоимостью и схемой амортизации, ценные бумаги с условиями погашения, кредиты с условиями погашения
  • Выводы

6. План мероприятий по реализации стратегии развития

  • Подробный план мероприятий с целями, датами, планируемыми результатами, ответственными, требуемыми ресурсами с разбивкой на

6.1. Производственные мероприятия.

  • Результат независимой оценки технологического уровня предприятия
  • Результат энергетического обследования
  • Результат экологического обследования

6.2. Инвестиционные и финансовые мероприятия.

  • Планы по приобретению и продаже крупных активов, акций (долей) в других организациях, а также мероприятия по созданию (учреждению) организаций

6.3. Инновационные мероприятия.

  • Программа инновационного развития предприятия

6.4. Управленческие мероприятия.

  • Система мотивации на достижение установленных стратегических целей
  • Документ, устанавливающий перечень КПЭ и их целевые значения (в том числе КПЭ, отражающие реализацию программ инновационного развития)
  • Положение о вознаграждениях руководства
  • Программа внедрения современных информационных технологий и систем, позволяющих осуществлять, в том числе:
    • учет имущества предприятия;
    • планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
    • управление внутрикорпоративными инновационными процессами;
    • ведение консолидированной финансовой отчетности, в том числе по МСФО;

6.5. Кадровые мероприятия:

  • Программа по обучению и развитию персонала (в том числе по работе с вышеуказанными информационными системами)
  • План мероприятий по обмену опытом с ведущими компаниями отрасли, передовыми научно-техническими центрами

6.6. Мероприятия по разработке и корректировке внутренних документов предприятия, а также сопутствующих инструментов.

  • Инвестиционно-финансовая политика предприятия, устанавливающая, в том числе:
    • четкие критерии инвестирования (сроки инвестирования, внутренняя норма доходности (IRR));
    • требования по максимально допустимому уровню долговой нагрузки;
    • требования по уровню ликвидности;
    • требования по коэффициенту отношения свободного денежного потока к выручке.
  • Финансовая модель предприятия
  • Программа НИОКР
  • План формирования научно-технических фондов
  • Положение о каждом научно-техническом фонде, устанавливающее:
    • принципы наполнения фонда средствами;
    • принципы отбора проектов для финансирования за счет средств фонда;
    • принципы расходования средств фонда.
  • Расчёт объемов и сроков необходимого финансирования всех программ
  • Определение источников финансирования
  • Согласование плана мероприятий с графиком финансирования

7. Мониторинг и контроль реализации стратегии развития.

  • Описание бизнес-процесса мониторинга и контроля реализации стратегии

О принципах ценообразования на услугу по разработке стратегии вы можете почитать в статье "Стоимость разработки стратегии развития предприятия" на нашем сайте.