Как показало исследование, проведённое проектом «Рейтинг Рунета» в декабре 2011 года, 50% заказчиков при поиске веб-студии ориентируются, в первую очередь, на рекомендации знакомых и коллег.
Опрос проводился среди компаний, заказывавших разработку веб-сайта в 2011-м году и содержал, среди прочих, и вопрос об использованных ими способах поиска подрядчиков. Опрашиваемые имели возможность выбирать несколько вариантов ответа.
Как выяснилось, основным способом поиска веб-студии до сих пор является сбор рекомендаций от знакомых и коллег — его указали 50% опрошенных.
Вторым по популярности стал вариант организации тендеров через специализированные сервисы, на его долю пришлось 38% упоминаний.
Поисковые системы упомянули лишь 27,6% опрошенных, что указывает на сравнительно невысокое доверие заказчиков к выдаче поисковых систем. Видимо, современный заказчик достаточно искушён, и понимает, что в случае с веб-студиями поисковая выдача отражает лишь оптимизаторские усилия студии.
25,5% участников опроса для поиска подрядчика пользовались «авторскими» ссылками – ссылками на разработчика того или иного проекта.
Информацией, содержащейся в рейтингах и публикациях на тематических проектах пользовались 22,4% процента опрошенных.
И, наконец, нашли своих партнёров на тематических конференциях или выставках лишь 4,1% от общего числа участников исследования.
Сопоставляя полученные данные, можно наблюдать интересное явление. Наиболее популярными у заказчиков способами поиска оказываются те, которые не требуют от веб-студии значительных вложений.
Если веб-студия не только производит сайты, но и оставляет по себе добрую память у клиентов, это само по себе становится очень веским инструментом продвижения. Точно так же не требует вложений установка «авторской» ссылки на разработанном проекте. К малозатратным способам относится и подключение к тендерной площадке – главным вложением будет время, затрачиваемое на подготовку коммерческих предложений на поступившие заявки.
А вот участие в выставках и конференциях, напротив, является одним из самых затратных, однако позволяет охватить весьма скромную в процентном отношении аудиторию.
Впрочем, есть и нюанс.
Если разделить всю выборку на сегменты по бюджету, выделенному на разработку, мы увидим, что в каждом из них есть свои предпочтения. В рамках исследования были выделены три подобных сегмента: До 100 тыс. руб., От 100 тыс. до 300 тыс. руб. и свыше 300 тыс. руб.
Как видно из гистограммы, размер бюджета очень сильно влияет на поведение потенциальных заказчиков. Так, для проектов стоимостью до 100 тыс. руб. поиск по рекомендациям получает 54,7%, в то время как для проектов от 300 тыс. руб. этот показатель существенно ниже – 41,7% (хотя и всё равно существенен).
А вот для конференций и выставок – ровно наоборот, доля заказчиков, использующих этот способ, в два раза больше в дорогом сегменте: 8% для «Свыше 300 тыс. руб.» против 3,8% для сегмента «До 100 тыс. руб.»
Аналогичная картина получается и по другим пунктам. Рейтинги и тематические публикации учитывали при поиске 41,7% заказчиков с бюджетом свыше 300 тыс. руб., и лишь около 20% для двух других сегментов.
Внимание на «авторские» ссылки также более склонны обращать «дорогие» заказчики – 50% для сегмента «Свыше 300 тыс. руб.» и 33,3% для сегмента «От 100 тыс. до 300 тыс. руб.», в то время как для сегмента «До 100 000 руб.» этот показатель составляет всего 15,1 %.
Примечательно, что отношение к использованию поисковых систем оказалось примерно одинаковым для всех сегментов, уложившись в диапазон от 24% до 30%.
А самые радикальные отличия между бюджетными сегментами касаются использования тендерных площадок. В то время, как лишь 13,2% заказчиков с бюджетами менее 100 000 руб. пользовались тендерными площадками при поиске веб-студий, из двух других сегментов к ним обращались свыше сорока процентов опрошенных — 48,5% для сегмента «От 100 тыс. до 300 тыс. руб.» и 41,7% для сегмента «Свыше 300 тыс. руб.».
Основные выводы исследования
- Рекомендации знакомых и коллег играют ведущую роль в выборе подрядчиков по веб-разработке;
- «Авторские» ссылки на разработанных студией проектах учитываются потенциальными клиентами, и могут быть неплохим источников клиентов для студии;
- Поведение заказчиков с разными бюджетами существенно отличается друг от друга, поэтому есть смысл ориентировать продвижение студии на конкретные бюджетные сегменты;
- «Дорогие» заказчики более внимательны к данным рейтингов, «авторским» ссылкам на проектах, и склонны к использованию тендерных площадок для выбора будущего партнёра по веб-разработке.