В гостях. Новый раздел. Иногда меня совершенно случайно заносит к удивительным, интересным людям. Иногда удивительных людей заносит ко мне в гости. Подумалось, а почему бы не создать раздел «В гостях».
В седьмом году, в самом начале января, отпраздновав Новый год в Праге, гуляли с женой по Вышеграду. Вышеградский собор уходит в небо своими двумя высоченными башнями, старинная ротонда Святого Мартина во всем ему противоположна, сворачиваем по тропинке... и бац, вижу флаги Mark BBDO.
Вот как любопытно. От Мартина до Мартина недалеко идти. Совпадение интересно тем, что за пару-тройку лет до этого, после просмотра фильма об идоле шоппинга «Чешская мечта» я виртуально познакомился с Мартином Харватом, креативным директором пражского офиса BBDO. И вот мы перед дверями этого самого офиса. Конечно же, не могли не зайти и не пообщаться вживую, без интернета.
Позволю несколько строк из моих «Чешских очерков».
Несколько лет назад его смелая команда вместе с двумя другими смелыми ребятами-кинематографистами сделали убойный документальный фильм «Чешская мечта» о жертвах современного шоппинга. И так получилось, что после нашумевшего фильма огребли не только молодые парни-режиссеры, но и все агентство, скандал был нешуточный. Так что же это было? В течение полугода в виде тизеров-приманок рекламировался несуществующий торговый центр невероятных размеров, ассортимента и цен, который, якобы, должен открыться в известном месте и известное время. Спустя полгода тысячи старых и малых чехов повалили в этот центр, адресом которого оказалась окраина города, зеленое поле, где на строительных лесах был натянут гигантский баннер 100 на 10 метров с надписью «Чешская мечта». Издали конструкция вполне походила на торговый центр. И кадры — усталая от солнца и расстояния толпа добирается до цели... Документальные съемки разбавлены очень вкусными эффектными кадрами рабочего процесса в агентстве и интервью с «жертвами» покупок. Эта лента (и живая конференция в Москве) и стала поводом нашего виртуального разговора и знакомства. Действительно смелый проект, за который в нашей стране зачинщикам поотрывали бы головы. Вот это и есть настоящий большой командный социальный креатив.
Девушка на ресепшене уже набирает его внутренний номер. И вот, шаркая домашними тапочками, с лестницы спускается Мартин. Приветствуем друг друга и запечатлеваемся под бдительным оком охранной видеокамеры.
На беленой стене несколько стеклянных полок с призами, вот бы любителям всякошных авардов было интересно их рассматривать!
Мартин повел нас на экспресс-экскурсию.Чтобы не походить на журналиста-папарацци, не буду выкладывать здесь внутриофисные фотографии, скажу лишь, что это очень простые интерьеры с тяжелыми балками, примитивной мебелью, и без налета какой бы то ни было показухи, с обычным кавардаком на столах, когда люди думают о работе, а не пылеиспускании и пальцерастопыривании.
Вышли на балкон второго этажа, и в лицо шибануло свежим холодным ветром. Словно ворвался сказочный дух. О-о... теперь мне все ясно! Вот откуда прет креатив. Мы очутились над самым Вышеградским кладбищем, где покоятся многие выдающиеся люди государства. Стою на балконе, обалдеваю от вида и внезапного переноса в ту атмосферу фильма, где веселые безбашенные ребята ваяют плакаты «Не толкайтесь», «Не покупайте», «Не берите с собой деньги».
В 2008-м году Мартин покинул Mark BBDO. На пару с партнером они открыли свое агентство Konektor, где применили очень интересный подход — есть мобильная и надежная команда специалистов из разных сфер, которые, по мере надобности, «выдергиваются» на проект. Параллельно ведет свой блог, куда постятся и авторские статьи из газеты «Господаржске новины». Что интересно некоторые его заметки очень явно пересекаются и с московской действительностью, только он описал все глупость брендированных скамеек на основе идущей в Праге кампании, как на днях, прогуливаясь до офиса клиента на Тверском бульваре, я с ужасом лицезрел русский вариант — социально-рекламную скамейку. На ней тот самый идиотский креатив с перерезанным сигаретой запястьем. И кровью. То-то весело тут сидеть детишкам и мамам. Да и прочие статьи говорят о том, что и у них, в чештине, немало проблем со здоровой коммуникацией. Просто у нас эти проблемы как все русское — с размахом да наотмашь.