«Куда ткнуть» (глава из моего нового 4-го сборника)

2012-04-13 10:16:58 2175

Диалог из старого советского фильма, в котором хозяин квартиры высказывает возмущение вызванному им телемастеру:
— Это, что, ткнуть два раза отверткой — и два восемьдесят?!
— Нет, за «ткнуть два раза отверткой» — десять копеек. А вот за «куда ткнуть» — два семьдесят.
Разве можно сказать точнее? Вот за такие «тычки отвертками», в которых обычно мало кто понимает, платятся деньги специалисту в любой области. И чем более работа требует специальных знаний, тем дороже можно оценить свой профессионализм. Это очень тяжело объяснить стороне заказчика. Но во сто крат тяжелее объяснить, что идея может стоить еще дороже, чем сам дизайн и техническая реализация. В чем проблема? — они не могут ее потрогать, не могут получить от вас гарантии, что ваша же идея им понравится настолько, чтобы ее купить. Когда идея открывается без предоплаты, то обесценивается мгновенно! — т.к. легко заимствуется и без покупки. Часто самые полезные идеи лежат на поверхности и, когда вы открываете человеку на них глаза, первая реакция примерно такова:
— Ну это же и так всем известно!
Поэтому здесь можно говорить о двух ситуациях:
а) Вы готовы дать эти идеи клиенту в виде бонуса бесплатно.
б) Вы не готовы ими делиться, мотивируя тем, что это, как ни крути, полноценный продукт вашей деятельности.
Клиенты разные, и относимся мы к ним по-разному. С приятными и смелыми делиться приятно. А с тяжелых вполне разумно получить в полном объеме.
Хороший рекламный дизайн — это не всегда что-то сложное. Интересное решение — не всегда вымученное. Но вот эта кажущаяся легкость, очевидность, на самом деле не так уж и очевидна. Например, все знают, что два плюс два равно четырем, а два минус два равно нулю. Но! Не все знают, что вот в этом конкретном случае нам нужно сложить, а вот в этом — вычесть.
Не надо думать, что просто — это просто. Одно дело, когда опытный человек приходит к простому от сложного. И совсем другое, когда к простому приходят от того, что сложное не по зубам. Очень часто клиент делает наоборот или вовсе что-то забывает, ошибается. И тогда ваш неприметный «тычок отверткой» вдруг сыграет роль большую, чем удар тараном. Вот за это и стоит ценить людей, умеющих давать дельные замечания.