Революция цвета и форм
Рынок бизнес-аксессуаров парадоксален, несмотря на свою предметность и очевидность. Необычность эта состоит в контрасте двух образующих его секторов — настольно-кабинетных атрибутов и элементов бизнес-гардероба (портфели, папки, визитницы, сумки). У каждого из двух этих секторов собственные отношения с модой.
Кабинетные аксессуары
Насыщенные, небанальные, но в то же время корректные цвета — на пике кожгалантерейной моды.
«Недвижимый» сектор, олицетворяемый настольными канцелярскими приборами, часами и статуэтками, с модой в ее обиходном понимании соприкасается весьма косвенно. Точнее, дизайнерский ритм всего остального предметного мира для кабинетных аксессуаров слишком скор. Коллекции обновляются регулярно, но переворотов, как в одежной и обувной моде, тут не бывает — только тихая эволюция. Это неудивительно: такие аксессуары приобретаются не на сезон, не на год. Способность их надолго приживаться на столе — это бесспорная добродетель, поскольку от кабинета успешного топ-менеджера все — и сам хозяин, и посетители — ждут комфортного ощущения стабильности и незыблемости. Потому дизайнеры, работающие в «кабинетной« тематике, вынуждены быть чуткими — уметь отличать умиротворяющую консервативность от излишней бюрократичности. К слову, у потребителей этот навык тоже совершенствуется. Пример тому — оживление интереса к кабинетной пластике: разного рода скульптурам и композициям. Место скульптур в кабинетном «дресс-коде» до недавнего времени было деликатным, если не сказать двусмысленным. За 90-е кабинетная пластика плотно отождествилась с китчем разной степени умилительности — с божками, привезенными из туров по Индокитаю, с «деревьями счастья» или флорентийским Давидом из мраморной пасты. Даже само слово «статуэтка» стало вызывать ироничные ассоциации. Тем заметнее переориентация покупательских вкусов на сложные по исполнению изделия из дорогих материалов. Спросом пользуются и небольшие настольные скульптуры, и изваяния крупные, требующие акцентированного места в кабинете — на подиуме или пьедестале. Материальный и художественный уровень этих скульптур позиционирует их как объект искусства и престижа, а не просто как сувенир.
«Подобные изделия хороши тем, что практически неуязвимы для моды, — соглашается директор дизайн-центра Галина Трофимова. — Их декоративное и имиджевое воздействие со временем не ослабевает. Скорее наоборот — они перемещаются в нишу арт-объектов, коллекционных вещей. Нечто подобное произошло с американской кабинетной пластикой 1930-х годов. Подобные вещи не могут быть многотиражными просто в силу технологии, в этом и состоит их потенциальная ценность».
Интересно, что расширение предложения меняет и покупательские взгляды. Так, если несколько лет назад манера западных менеджеров возить в своем дорожном кейсе семейную фотографию в рамке казалась странной, нарочитой сентиментальностью, то сейчас дорожные фоторамки проникли и в отечественный командировочный уклад. Дело не только в восприимчивости отечественных бизнесменов, сработала и сила бренда. Весьма популярны дорожные рамки шотландской компании Dalvey, сделаны эти вещи с ненавязчивым европейским вкусом, в них в меру простоты и респектабельности. Внимание покупателей к европейским «мелочам« вообще растет активно — спросом пользуются и рамки, и настольные часы, и даже настольные барометры.
Кабинетные аксессуары из кожи — папки для бумаг, лотки, пеналы — к ритму моды более чувствительны, чем имиджевые изделия из металлов и поделочных камней. Тут на первый план выступает не потенциальная коллекционная ценность, а престижность сугубо повседневная. Потому эти изделия подвержены общим дизайнерским трендам. Так, итальянская компания Pinetti ненавязчиво цитирует знаменитый glam style — планшет, лоток, пенал и бокс для бумаги выполнены из кожи. Конечно, все эти лотки и боксы могли бы быть и пластиковыми — это нормально для утилитарных предметов. Но кожа такие изделия как-то одухотворяет. Видимо, поэтому цветовая палитра таких офисных аксессуаров не отклоняется далеко от натуральной гаммы, в ходу все оттенки черного и коричневого — цвета, типичные именно для кожи. Другие колеры в эту группу проникают пока редко и помалу — зеленый, красный, розовый. «Видимо, дело не только в консервативности публики, — отмечает Галина Трофимова. — Не столь уж они и консервативны, как выясняется. Скорее причина в том, что яркие цвета ассоциируются у людей с пластиком. Эта товарная группа так старательно уходила от «пластмассовости« к подчеркнутой коже, что теперь вряд ли активно обратится к яркой палитре».
Одежные спутники
Зато во втором секторе бизнес-аксессуаров, в лагере «носильной» кожгалантереи, революция цветов и форм идет вполне уверенно. В плане цветовой раскованности лидируют сумки и портфели для портативных компьютеров. Логика в этом есть: сумка для ноутбука — реалия новая и потому не обремененная стереотипами цвета и фасона. Например, очень много разных вариаций на тему «портфель для ноутбука» представляет компания Piquadro — яркие, вполне техноманские вещи необычных цветов. Причем цветовой бунт устраивают в равной мере и кожа, и текстиль. Кожа обретает сочную, полимерную яркость, а композитный текстиль, которому каноны предписывают полыхать радугой, напротив, обретает скромную окраску. Впрочем, эта скромность никого не обманет: цвет этот весьма многозначителен. У непритязательных вещей такого не бывает.
У «багажных» дизайнеров вообще сложные отношения с текстилем. В одних моделях текстиль приобретает вид неведомого материала, о котором можно сказать только одно: «Не кожа». И только! А дальнейшему уточнению физическая сущность не поддается. По крайней мере при взгляде издали. Но это, так сказать, hi-tech-подход с его многоликим «гортексом». Не менее популярно и обыгрывание специфики текстиля, его характерных черт. Например, у марки Texier в линии Baikal используется текстиль цвета хаки — узнаваемый, ярко контрастирующий с элементами из коричневой кожи и подчеркивающий неформальную сущность вещи. Эстетика casual и military для портфелей довольно неожиданна — она ассоциируется скорее с рюкзаками, дорожными и студенческими сумками. Тем не менее портфель Texier Baikal смотрится вполне органично. Как вариант «портфеля для пятницы» он очень убедителен. Но каким бы ни был высококлассный галантерейный текстиль — притворяющимся или горделивым, — обязательным для него считается практичность. А именно — способность отталкивать грязь и влагу, не образовывать катышки. Технологи, работающие для группы hi middle, уже привили своим материалам эти таланты.
Конструктивные тренды деловой кожгалантереи вращаются вокруг наследия 1970-х: простые формы, крупные прямоугольные карманы-короба, позаимствованные из одежды стиля safari, простая геометрическая фурнитура и настоящий культ пряжек. Так, в последней коллекции Texier пряжки — основополагающий элемент, настоящий маркер сезона.
Помимо классических «рюкзачных» пряжек, в ходу и креативные вариации — вроде тех, которыми удивляет новая серия портфелей Dunhill. Застежка этих строгих, прямоугольных портфелей — остроумный гибрид пряжки и портфельного замка: язычок с маленькими отверстиями-люверсами накидывается на специальный штырек и захлопывается прямоугольной матовой крышкой на манер капкана. Выглядит этот замок-дверца очень оригинально.
В черном портфеле HUGO BOSS фурнитурная оригинальность потаенна: под крышкой, разделенной надвое ребристым декоративным швом, прячутся магнитные замки. Они и стали новаторской деталью. Это не привычные магнитные кнопки, а широкие плоские крючки. Смыкаясь под собственным весом портфеля, они надежно укрывают короб.
«Этот портфель интересен еще и своей тактильной комфортностью, — отмечает брэнд-менеджер салона HUGO BOSS Алена Кириллова. — При строгости силуэта он очень мягок и приятен. Для портфеля, который носится именно в руках, а не на плече, это очень важное качество. У HUGO BOSS этот портфель стал знаковым аксессуаром сезона — он задействован во всех фотосессиях, во всех рекламных кампаниях. Вещь небольшая, но трендовая».
В большом почете искусственно огрубленная кожа — дизайнерский комплимент все той же эпохе молодежного бунта. Такова, к примеру, сумка Dunhill для ноутбука. Телячьей коже шоколадного цвета придан нарочито грубый, зернистый рельеф. Кожа сохранила пластичность — ее грубость сугубо декоративна. За счет своей брутальной крупнозернистой текстуры сумка должна красиво стареть. Старение кожи — это, к слову, один из факторов творчества дизайнеров-галантерейщиков, они смотрят на создаваемую вещь в развитии, в диахронии, так сказать. Не менее модна и яркая строчка. Дизайнеры сейчас буквально влюблены в эту деталь.
Из поп-арта пришел и хитовый в 70-е орнамент «экран» — прямоугольники или квадраты со скругленными углами или дуговидными сторонами. Мотив этот использован и в фурнитуре, и в общих конструктивных решениях. Например, компания Neri Kara придала эту форму своим папкам-портфелям. Необычные дугообразные ребра уравновешивают строгий, «типично портфельный» черный цвет. Наконец, самая гламурная дань моде на орнамент «экран» — крокодиловая кожа. Ведь на нее этот орнамент нанесен самой природой. Так, сумка «Голиаф» от Texier четко намекает и на свои стилистические корни, и на родство с рептилией. 2007 год вообще запомнится настоящим бумом крокодиловой кожи: она представлена и имитациями из тисненой телячьей кожи, и в натуральном виде. И выделанная до лаковой глади, и сохраняющая максимальную узнаваемость. Таков, например, подход таиландской компании Sriracha — их портфели выделаны по принципу «исходник еще вчера плавал». Смотришь на портфель и веришь — плавал! Царственная рептилия узнается моментально. Крокодилья кожа в такой выделке — материал абсолютно самодостаточный, тем не менее в актуальный дизайнерский контекст эти портфели включены полностью — даже на уровне фурнитурных мелочей. Закрываются они ремешками с магнитами, закидывающимися на крышку снизу вверх. Цветовые вариации — черный и коричневый. Это логично — цветовой радикализм таким вещам противопоказан. Страусовая кожа по степени узнаваемости вполне сравнима с крокодильей и при этом не «засмотрена». В прошлые годы кожа страуса применялась главным образом в женских моделях, сейчас она проникла и в мужской обиход. Так, из страусовой кожи исполнен мужской портфель Neri Kara — золотисто-горчичный, с характерными рельефными пупырышками. Кстати, у этого портфеля есть и «подружка» — женский вариант. Женский портфель отличается не конструкцией, а цветовым решением — короб темно-бежевый, клапан — светло-медовый, с текстурой рептилии. Разделение, кстати, весьма условное — горчичный страусовый портфель и в женских руках смотрелся бы органично. Гендерный плюрализм вообще не кажется экзотичным. Так, сумке Windsor женскую сущность придает шоколадный цвет, тогда как черный «собрат» выглядит вполне мужским. Конструктивное решение яркое — жесткая трапеция, маленький, как у современного почтового конверта, клапан с магнитом, объем как у портфеля, ремень как у сумки. При такой оригинальности фасона собственно гендерных нюансов в конструкции нет. Абсолютный унисекс. Нюансы привносит цвет.
Ценность цвета в кожгалантерейной моде вообще растет с каждым новым сезоном. «Впрочем, — отмечает Алена Кириллова, — главным цветом сезона слывет все-таки черный. С одной стороны, это самый ходовой цвет для бизнес-аксессуаров, с другой — его популярность вполне в русле общего «черного бума«, охватившего моду».
Но скучной эта «новая чернота» не будет благодаря разнообразию фактур. Из-за текстурного изобилия предметный ряд 2007–2008 вовсе не выглядит черным монолитом.
«Мятая кожа, кракелюры или, напротив, глянцевый отлив, меняющий оттенок предмета, необычная выделка, отстрочка — все эти нюансы как раз и формируют образ вещи, — подчеркивает Алена Кириллова. — Для классических аксессуаров важен именно язык нюансов. Это логично: ведь аксессуар — он и сам не что иное, как предмет-нюанс, придающий имиджу завершенность».
Игорь СМОЛЬНИКОВ
Источник: газета Континент Сибирь, ноябрь, 2007