На прошедшей неделе мы с коллегами впервые посетили конференцию «Электронная торговля – 2010». Немного сумбурные мысли «по поводу» попытаемся изложить в двух постах. И фото)
Самое основное, имхо, было озвучено на открытии конференции – то есть круглом столе с участием представителей М.Видео, Связного, WebMoney, Allegro Group Russia (проект Molotok.ru и др.), X5 Retail Group, Евросеть, TUI.
Здесь говорили, конечно, и о логистике, поминая Почту России, дорогостоящие курьерские службы и прочие «национальные бедствия». Отрадно было слышать, в связи с этим, слова Максима Захира (М.Видео) о том, что направлению логистики и доставки в их компании уделяется максимум внимания. Нам – особенно. Заказанный в «М.Видео» ноутбук в офис мы ждали три дня вместо обещанного одного)) Все это время нам звонили или ближе к вечеру, или не звонили вовсе. То не нашлось нужной мышки на складе, то еще какие неприятности. Правда, на второй день милая девушка поинтересовалась, довольны ли мы качеством обслуживания. Может, пожелания у нас какие есть. В общем, забота налицо) В целом, по словам Максима, политика компании в том, чтобы отдавать такие ресурсоемкие направления, как логистика и доставка отдавать полностью на аутсорсинг крупным и надежным партнерам. От досадных случайностей, вроде наших, это не избавляет, но якобы позволяет лучше и быстрее с ними справляться.
Ощущения порой были как от басни Крылова - «Лебедь, рак и щука». В том смысле, что обсуждаются, вроде бы, и общие тенденции и «тренды», но видение собственного пути развития у каждого из гигантов электронной торговли свое. Кто-то говорит о глобализации в плане ассортимента (например, Владислав Улендеев из X5 Retail Group) – то есть продавать все, от буханки хлеба до ноутбука. Кто-то, напротив, настаивает на «узкой специализации» (Максим Захир, М.Видео), когда каждый занимается своим делом, а в глазах покупателя не происходит размывания ассоциаций с брендом. Где-то между ними - «неопределившиеся» «Связной» (представлял Олег Ряженов-Симс) и «Евросеть» (в лице Николая Катаева). Здесь основное направление остается прежним, но и всякие «побочные» периодически всплывают: туристические путевки, банковские услуги, переводы и прочее.
С особенным воодушевлением О.Ряженов-Симс рассказывал об очередном успешном стартапе "Связного" – т.н. «электронных витринах», устанавливаемых в розничных точках сети. Благодаря им покупатель получает доступ ко всему ассортименту интернет-магазина (в несколько сотен раз превышающему ассортимент розничной точки) и находит нужную модель. А заодно и повышает прибыль самой точки. Подобный проект, кстати, был когда-то и у той же «Евросети». В отличие от «Связного», правда, не окупился.
Возвращаясь к всеобщим насущным проблемам, поговорили о перспективах роста в регионах и «национальных платежных привычках». Так, в случае с регионами все упирается во всю ту же доставку и пока еще относительно не высокий уровень доходов. К тому же, приобретать товары дистанционно здесь еще как-то опасаются. Что касается платежных привычек, то россияне пока что предпочитают наличку оплате пластиковыми картами и уж тем более – электронными деньгами. Доходит до абсурда: вместо того, чтобы легко и быстро оплатить покупку кредиткой, клиент просит курьера подождать - чтобы снять деньги с карточки и отдать лично в руки, «заглянув в глаза». Здесь нам еще очень далеко до Европы: несмотря на мощнейшее банковское лобби, на западе все чаще оплачивают даже не пластиком, а через виртуальные платежные системы.
Самыми перспективными направлениями в электронной коммерции многие признают рынок онлайн-контента, книг, CD, DVD, бытовой техники и электроники и все тех же авиа и ж/д билетов. Развивается и продуктовый ритейл (что наглядно демонстрируют, например, «Утконос» и X5 Retail Group), а также онлайн-продажи одежды, обуви и аксессуаров (здесь можно вспомнить Бутик.ру).
Про основную часть конференции – чуть позже. Продолжение следует)