Немного поколебавшись, я таки полетел в столицу на «Саммит брендов-лидеров». И вот я в Свиссотеле-Красные холмы. Прошло всего два года с последнего саммита, а как много изменилось! Где герои прежних лет? Где Чичваркин? Где Федоров? Где Пекаревский? Где, наконец, мадам «Конфаэль» — Ирина Эльдарханова? Иных уж нет, а те далече…
Поскольку нынешняя конференция имела подзаголовок «Инновации, которые работают!», утренняя сессия была отдана на откуп крупным инновационным компаниям.
Николай Прянишников (Майкрософт Россия)
«Ценность технологий в инновационной реальности»
Поначалу у господина Прянишникова что-то не заладилось с презентацией, и он отметил, что первая задача руководителя Майкрософта — справиться с компьютером.
Потом все пошло гладко и Николай поведал нам о роли информационных технологий в современной экономике, о том, как они повышают конкурентоспособность коммерческих предприятий, эффективность работы органов власти и прозрачность принятия решений. (Насчет прозрачности я бы на его месте не настаивал. Чиновникам не понравится.) Отметил, что по развитию мобильной связи Россия практически догнала Штаты и Европу (он раньше в Билайне работал, информирован), но вот по проникновению компьютеров мы сильно отстаем. В США на 100 жителей приходится 94 ПК, в Европе 80, а в России лишь 24. Кстати, средняя производительность труда у нас тоже составляет 26% от американской.
Напрашивается вывод: чем больше компьютеров на душу населения, тем выше производительность труда. Правда, и другой вывод тоже напрашивается: чем больше компьютеров в стране, тем больше она платит редмондской корпорации за ее продукцию.
Чтобы поразить нас размахом инновационной деятельности Майкрософта, Прянишников предъявил слайд с гигантским списком всех программных продуктов, которые в текущем году будут улучшены.
Рассказал он также о перспективе внедрения в повсеместную практику облачных вычислений, когда IT-услуги можно будет получить в аренду, и даже посетовал, что его компания на этом потеряет часть доходов, но все равно проявит гибкость ради технического прогресса.
Справка. Облачные (рассеяные) вычисления (англ. cloud computing, также используется термин Облачная (рассеянная) обработка данных) — технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Пользователь имеет доступ к собственным данным, но не может управлять и не должен заботиться об инфраструктуре, операционной системе и собственно программном обеспечении, с которым он работает. Термин «Облако» используется как метафора или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали.
В завершение своего доклада Николай Прянишников выдал футурологический прогноз от Майкрософта. Он анонсировал проект Natal — систему, позволяющую играть в компьютерные игры без джойстика, просто прыгая, размахивая конечностями или подавая устные команды. Рассказал о проекте Gustav, позволяющем художнику «писать картину» на экране монитора почти так же, как он это делает на холсте. Программа чрезвычайно точно имитирует движение кисти, отслеживая угол наклона, силу нажатия, скорость движения, и близко к жизни «смешивает краски». (Чует мое сердце, производители кисточек и красок скоро потеряют бизнес, как потеряли его производители и проявщики фотопленки). Был также представлен проект Skinput (skin + input) — технология управления устройствами без клавиатуры, когда просто стучишь пальцами правой руки по ладони левой. Стало ясно, что Майкрософт видит будущее, под завязку напичканным гаджетами и софтом. Софтом, разумеется, от Билла Гейтса.
В общем, Прянишников очень умело презентовал свою компанию, хотя, я так и не понял, какое отношение все это имеет к брендингу?
Александр Галицкий (венчурный фонд Almaz Capital Partners)
«Как растить русские high-tech бренды?»
Выступление господина Галицкого в положительную сторону отличалось от остальных. Оно хотя бы формально, по названию, соответствовало базовой тематике саммита.
Начал Галицкий с расхожей сентенции о том, что наука это процесс превращения денег в знания, а инновации, напротив, превращение знаний в деньги. Потом посетовал, что «у нас утеряны домены экспертизы», то есть, утрачена квалификация во многих технологических областях. И теперь, чтобы наша продукция воспринималась как инновационная, мы должны, просто обязаны пробить бренд «Сделано в России».
Слева на слайде изображены российские софтверные бренды, которые пытаются подвинуть на рынке нероссийские софтверные бренды из аналогичных областей.
Еще Александр разъяснил присутствующим, что нужно сделать, чтобы инновации у нас бурно зацвели пышным цветом. Это все несложно, где-то даже тривиально, как видно из следующего слайда.
Когда же его спросили, как он относится к «Сколково», Галицкий ответил: «Надеюсь, что проект будет успешным». Я почему-то вспомнил поговорку про надежду, которая умирает последней. Неожиданно господин Галицкий еще раз включил микрофон и заявил, что достаточно создать в Сколково суд с английским корпоративным правом и всё! И пойдут инновации, обильно сдобренные инвестициями! Только успевай оттаскивать! По-моему, зря он так. Можно загреметь по статье «Контрабанда британского правосудия». Нам чужого правосудия не надо. У нас своего, как грязи.
Валерий Ермаков (Мегафона)
«Инновации и телеком: взгляд в будущее»
Внешне Валерий Ермаков напомнил мне одного из персонажей мегафоновского же ролика десятилетней давности. Его выступление тоже выглядело как бодрый рекламный фильм мобильного оператора.
Оказывается, по мобильной связи Россия не только догнала, но уже и обошла развитые страны (здесь Ермаков вступил в невольную полемику с выходцем из Билайна Прянишниковым). Прогноз по количеству абонентов, сделанный 10 лет назад, в 2000 году, превышен в 14 раз! На каждую сотню жителей РФ уже приходится 147 сим-карт, чего не скажешь об отсталых Штатах (91% проникновения) или Германии (130% проникновения). Столь бурный рост мобильной связи есть благотворное следствие конкуренции, изначально присутствовавшей в отрасли, да и государство поначалу не слишком мешало. То, что средняя производительность труда в России лишь 26% от американской, это печально. Но вот в отдельно взятой российской телекоммуникационной отрасли производительность выше, чем в штатовской и даже достигает японской.
Затем Ермаков осветил радужные перспективы развития телекоммуникационной отрасли во всем мире и, в частности, в России.
Рост голосовой связи дошел до естественного предела. В меняющихся условиях новым драйвером роста становится передача данных. Набирает обороты рынок неголосовых устройств: ММС-камер, нетбуков, мобильных фоторамок и пр. Компании все чаще используют технологию передача данных между устройствами в новых приложениях. К началу 2011 года к интернету будут подключены 35 млрд. различных устройств, т.е. почти по 6 устройств на каждого жителя нашей планеты. Ожидается, что к 2015 году рынок М2М (Mаchine-Тo-Mаchine) будет насчитывать более 2 млрд. сим-карт. Да и сама голосовая связь уходит в IP-телефонию, т.е. в ту же передачу данных.
Сегодня 75% трафика передачи данных обслуживается в высокоскоростных сетях 3G, крупнейшим провайдером коих является (да, вы правильно угадали!) чуткая к инновациям компания Мегафон, каковая и покроет сими сетями всю страну уже в текущем году. Если, конечно, государство ей не помешает своими неуклюжими попытками регулировать ШПД (широкополосный доступ в интернет).
И вот, когда страна покроется инновационными 3G-сетями и российская провинция вдоволь насладится широкополосным доступом, тогда и появится среда, в которой смогут работать долгожданные компьютеры. Таким способом Валерий Ермаков как бы ответил на высказывание Николая Прянишникова о недостаточном проникновении компьютеров в РФ и одновременно утвердил-таки приоритет телекома над приборостроением.
Затем он, сославшись на Мировой банк, высказал тезис о том, что развитие мобильного интернета в принципе стимулирует экономический рост. Якобы, каждые дополнительные 10% проникновения ШПД приводят к росту ВВП на душу населения на 1,4%. Сдается мне, эта цифра из разряда средней температуры по больнице. В Чехии, может, внедрение широкополосного доступа и приведет к резкому улучшению инфраструктуры и соответствующему росту экономики. В Африке же — хоть с ШПД, хоть без ШПД —экономики нет и не будет. А к кому ближе Россия, к Чехии или к Нигерии, тот еще вопрос.
До сих пор я думал, что локомотивом национальной экономики может служить автомобилестроение, или машиностроение или, скажем, строительная отрасль. Но вот, оказывается, телеком — движущая сила. Правда, если приглядеться, то на этой схеме шестеренки, окружающие телеком, тоже виртуально-информационные, из разряда сугубых услуг, реального сектора не видно. А, как напомнил нам кризис, с реального сектора экономика начинается, в него упирается и без него не существует. Что же скрывается за шестерней «Другие отрасли», Валерий Егоров не пояснил.
Зато в конце доклада он показал слайд с футурологическим прогнозом от Мегафона. А что, Майкрософту можно, а Мегафону нельзя? Четвертый пункт мне не показался слишком уж оптимистичным, надеюсь, к 2030 году мой мозг уже не будет представлять интереса на предмет «вживления искусственной ткани».
Завершил господин Ермаков свое выступление, как завзятый рекламист, лозунгом. Он так и сказал, обращаясь прямо к слушателям: «Будущее зависит от нас!». Имел ли он при этом в виду компанию Мегафон или под «нами» подразумевал всех присутствующих — я не понял. Лично мне больше нравится старый мегафоновский лозунг из того самого ролика: «Свободные люди великой страны». Правда, он уже десять лет, как потерял актуальность.
Игорь Белоусов (Хьюлетт-Паккард)
«Инновации из HP Labs для ИТ-2020»
Свое выступление доктор физико-математических наук Белоусов мог бы начать с издевательского вопроса: «Тут кто-то говорил про инновации или мне послышалось?». Но он просто обрушил на нас гору информации о заслугах Хьюлетта на инновационном поприще. Спорить с ним на эту тему я не стал бы. Одно из ярких воспоминаний моего детства связано с работой именно на Хьюлетт-Паккарде, который мы, физматшкольники, фамильярно именовали Хиппак. Машина имела 32 терминала, на ней была игра Стартрек (текстовая!), программировали мы на Бэйсике и загружали программы с перфоленты. Жаль, ни одной катушки не сохранил, теперь ведь никто не поверит!
«Эйч Пи давно уже разрабатывает новые типы памяти и интерконнектов. Мы на 10 лет впереди Интела и №1 по патентам», — с вызовом заявил господин Белоусов. К сожалению, доклад представителя Интела был назначен на следующий день и мы лишились шикарной возможности послушать их перепалку. А может, и до драки бы дошло? Хотя, вряд ли, люди-то интеллигентные. В общем, жаль.
И еще довольно долго Игорь Белоусов рассказывал про чудеса, которые нам готовят лаборатории Хьюлетта. Большинство из их инноваций направлено на сугубые компьютерные потроха, а то, что напрямую коснется рядового пользователя, выглядит, например, так. На слайде полноценный компьютер размером с телефон, который стоит всего 50 долларов. Он относится к классу тонких клиентов, вероятно, в нем нет винчестера.
Здесь вы видите специальную комнату для видеоконференций. Экраны в ней такого размера, что все участники совещания видят друг друга в реальных размерах, достигнута иллюзия личного присутствия, и теперь совет директоров можно провести, сэкономив на авиабилетах и отелях. Какая-то мелковатая для Хьюлетта придумка. Насколько я понимаю, все такие штуки упираются в реальную пропускную способность сетей. Тут, иной раз, по Скайпу-то говоришь, да картинку отключаешь…
Коснулся докладчик и нашего «Электронного правительства». С возмущением рассказал о том, как сложно получить в России загранпаспорт и, хотя эта услуга теперь есть в онлайне, ждать все равно приходится два месяца. «А вот в Испании, например, — добавил он, — все делается за два часа, без очередей и потерь времени». М-да, в России не принято любить правительство, и эта нелюбовь распространяется и на электронную его ипостась.
Проект «Сколково» был на первой сессии чем-то вроде эстафетной палочки и господин Белоусов с удовольствием ее подхватил: «От иностранных ученых, желающих приехать поработать в России, иммиграционная служба требует анализы на сифилис и СПИД! Они не приедут!» А потом, немного подумав, примирительно добавил: «Но надо верить».
Чтобы подсластить пилюлю он добавил, что во всех разработках его компании принимают участие россияне. Я вспомнил своего бывшего научного руководителя, тоже доктора физматнаук, который поехал как-то в командировку в Штаты, да так и остался там в Хьюлетт-Паккарде. Невозвращенец.
Алексей Ковш (Компания Оптоган)
«Во что инвестируют венчурные капиталисты Кремниевой Долины. Study case для России: твердотельное освещение »
Как и предыдущие ораторы, к.ф.-м.н. Ковш посвятил доклад прославлению своей инновационной компании, занимающейся разработкой и производством светодиодных лампочек. Актуальная, отметим, тема, в свете решений партии и правительства.
Алексей окончил ЛЭТИ, потом учился у самого Жореса Алферова, стал крупным специалистом в оптоэлектронике и вместе с друзьями-физиками организовал несколько успешных компаний в Калифорнии (Кремниевая долина) и немецком Дортмунде (технопарк MST.Factory). Он гордится тем, что Оптоган занял седьмое место в десятке самых инновационных российских компаний по версии журнала CEO.
Пересказывать его выступление не вижу смысла, просто приведу несколько цитат и слайдов.
— Мы здесь говорили о высокой производительности труда в Америке, но в Кремниевой долине производительность в несколько раз превышает среднеамериканскую.
— Что хорошо в Кремниевой долине, там за ланчем можно побеседовать с вице-президентом Эйч Пи. Кстати, в отличие от Эйч Пи, наша компания началась не в гараже, а на кухне.
— Россияне, имевшие инженерное образование и предпринимательскую жилку, давно уже ушли в бизнес или уехали. Оставшиеся здесь российские инженеры на вопрос «Не знаете, сколько время?» всерьез отвечают «Знаем». Ими трудно управлять.
— Мы всю жизнь занимались оптоэлектроникой. Недавно я узнал, что это называется «нанотехнологиями».
Хорошо, что среди выпускников ЛЭТИ встречаются приличные люди, ученые, предприниматели, а не только грызловы.
На этом первая сессия завершилась, и мы пошли пить чай с плюшками. Вероятно те, кто дочитал до этого места, захотят узнать, какое все эти доклады имели отношение к брендингу? Отвечаю. Ровным счетом никакого. Лично мне эти выступления были интересны, потому что живу в Академгородке, потому что среди моих друзей много инноваторов-изобретателей, потому что совсем недавно наше агентство разработало коммуникативную стратегию для Технопарка Новосибирского Академгородка. А остальные слушатели временами пожимали плечами и переглядывались. Значит, не доставило.
Александр Сергеевич Филюрин