Востребованность выпускников новосибирских вузов. Специальность «маркетинг и реклама»

2010-11-24 09:54:28 4241


По заказу Городского объединения рекламистов Новосибирска (ГОРН) исследовательская компания PreView провела опрос, основной задачей которого было определить — какой вуз в Новосибирске готовит хороших специалистов в области маркетинга и рекламы с точки зрения работодателей. Всего было опрошено 106 человек. Выборка носит случайный характер.

В исследовании приняли участие как непосредственные работодатели (94 человека), так и представители кадровых агентств (12 человека). Профессиональный состав и статус отвечавших различен (рис. 1) — это как менеджеры по подбору персоналу (20,8%), так и менеджеры по маркетингу и/или рекламе (22,6%), есть среди опрошенных и руководители подразделений/отделов (21,7%), и директора (17%). Всем этим людям по роду своей деятельности приходится подбирать персонал в области маркетинга и рекламы.


Рис. 1. Профессиональный статус опрошенных (в % от опрошенных, все опрошенные)





Подавляющее большинство опрошенных имеет высшее образование. Стоит заметить, что преобладание выпускников ИРСО (Институт Рекламы и Связей с Общественностью) на должностях, в чьи компетенции входит подбор специалистов по маркетингу и рекламе, является следствием специализации вуза. (рис. 2).


Рис. 2. Выпускником какого вуза вы являетесь? (% от опрошенных, все опрошенные)





В период кризиса многим компаниям пришлось ужаться, сократив штат сотрудников, и не секрет, что очень большая доля сокращений пришлась именно на работников, отвечающих за маркетинг и рекламу. Однако полностью отказаться от маркетинга не многие себе позволили, о чем свидетельствуют данные опроса. В подавляющем большинстве компаний рекламные и маркетинговые программы реализуются, разница лишь в том, кто является ответственным за их реализацию (рис. 3). Более трети предприятий (39,4%) из опрошенных, имеют в своей структуре самостоятельный и полноценный отдел маркетинга, как правило, состоящий из 2-3 человек, в профессиональные обязанности которых входит маркетинг, реклама, дизайн и PR.

На сегодняшний день, основываясь на данных опроса, полный штат профессионалов могут содержать компании средней руки и выше (постоянный штат компании более 30 человек). Треть компаний (33,0), как правило, небольших (до 10-15 человек), по ряду причин либо не могут себе позволить, либо не нуждаются в большом отделе, предпочитая одного сотрудника, выполняющего функции целого отдела.


Рис. 3. Качество отдела маркетинга (% от опрошенных, все опрошенные)





Рис. 4. Состав отдела маркетинга (возможно назвать несколько вариантов).
(% от опрошенных, все опрошенные)





Для однозначности сравнения замеряемых показателей, мы выделили и дали определение штатной единицы – менеджер по маркетингу и рекламе. Менеджер по маркетингу и рекламе – работник, в функции которого входит:
- разработка плана и бюджета стандартной рекламной кампании
- сбор маркетинговой информации
- работа с поставщиками рекламных услуг, оценка качества сделанной работы
- написание пресс-релизов, новостей; наполнение корпоративного сайта
- работа со стандартными офисными программами (Word, Excel, Power Point)

В список вузов вошли как те, где существуют отдельные кафедры по подготовке маркетологов, так и те, где подобных кафедр нет, однако, на протяжении многих лет выпускники этих вузов активно работают в рекламе и маркетинге.

По совокупности всех показателей, фиксируемых в данном исследовании, – первое место безоговорочно принадлежит Новосибирскому Государственному Университету (НГУ). Более половины опрошенных работодателей уверены в том, что именно в этом вузе готовят наиболее компетентных сотрудников в области маркетинга и рекламы, несмотря на то, что в вузе нет специальных кафедр по подготовке таких специалистов. Об этом свидетельствует и желание видеть в числе своих сотрудников на должности менеджера по маркетингу выпускников НГУ (рис. 5). В случае если бы перед работодателем стоял выбор: выпускника, какого вуза взять на должность — то каждый 5-й (рис. 6) в первую очередь предложил бы это место выпускнику НГУ.


Рис. 5. Качество подготовки специалистов в области маркетинга и рекламы (возможно назвать несколько вариантов ответа). (в %, все опрошенные)


* нам не важно, какой вуз окончил молодой специалист, у нас другие критерии оценки


Рис. 6. Если бы вам пришлось выбирать между выпускниками следующих вузов, претендующих на должность "менеджер по маркетингу и рекламе", выпускникам каких вузов вы отдали бы предпочтение В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ? Возможно выбрать только один ответ. (в %, все опрошенные)



* нам не важно, какой вуз окончил молодой специалист, у нас другие критерии оценки


Неожиданно высокие оценки по всем вышеуказанным критериям получил ИРСО. Предполагаем, что это связано, во-первых, со специализацией данного вуза. Во-вторых, доля выпускников этого вуза — наибольшая среди участников опроса.
Для того чтобы проранжировать вузы безотносительно специальности «маркетинг и реклама» нами был задан вопрос: «Назовите, пожалуйста, вуз или несколько, являющихся на ваш взгляд ведущими в нашем городе по качеству образования, уровню подготовки специалистов?» При ответе на этот вопрос на первые позиции со значительным отрывом выходят вузы, дающие традиционное, классическое высшее образование, такие как НГУ и НГТУ (Новосибирский Государственный Технический Университет). ИРСО смещается на четвертую позицию (рис. 7).


Рисунок 7. Ведущий вуз и выпускники (в %, все опрошенные)





Перед исследованием также были высказаны гипотезы, касающиеся различий в уровне предлагаемой заработной платы кандидатам, окончившим различные вузы, а также о существовании в компаниях установок подбирать сотрудников только из определенного вуза вне зависимости от должности и позиции.

Но, как показало исследование, несмотря на высказываемые предпочтения, подавляющее большинство опрошенных констатирует отсутствие каких-либо негласных правил брать выпускников определенного вуза. То же касается и заработных плат – более 85 % опрошенных заявляют, что в их организации зарплаты не дифференцируются по вузу потенциального кандидата. Работодатели, как правило, в большей степени ориентируются на профессиональные качества кандидата.


Комментарий Филюрина.

Всякий раз, когда сталкиваешься с социологическим исследованием, оцениваешь, насколько его результаты совпадают с твоим собственным представлением о предмете. Всегда приятно сказать «ну, это я и без всяких замеров знал». В данном случае процент моих угадываний довольно низок.

Вызвало удивление, что респонденты столь низко оценивают пединститут. В моем личном рейтинге он всегда стоял в числе сильных вузов, наряду с Универом и НЭТИ. Я всегда охотно брал на работу выпускников педа. Там обучают математике, физике, филологии, а это серьезные дисциплины. Особенно поразило, что даже выпускники пединститута без уважения относятся к его (своему) диплому.

Далее. 37 % респондентов на вопрос о своих предпочтениях выбрали вариант ответа «нам не важно, какой вуз окончил молодой специалист, у нас другие критерии оценки». Я ожидал, что таких будет менее десяти процентов, но вот же (!), двое из пяти нанимателей не придают значение происхождению диплома. Совершенно не укладывается в голове.

И, наконец, привлекает внимание неожиданно высокое место ИРСО во всех списках. Вуз существует всего-то 10 лет и еще 5 лет до того он назывался, кажется, «Сибирской школой рекламы». Понятно, что его выпускники, составляя пятую часть от всех отвечавших, сильно повысили позицию института в рейтинге. С другой стороны, само наличие этой пятой части в случайной выборке является следствием работы вуза по выпуску специалистов соответствующего профиля.

У бизнесменов от образования «маркетинг и реклама» считаются легким заработаком, наряду с «юриспруденцией», «политологией» и прочим, прости, господи, «менеджментом». Но, как видно из исследования, завести у себя кафедру рекламы еще не достаточно, чтобы работодатели бросились покупать твоих выпускников-рекламистов.