Не все компании и не всегда в состоянии реализовывать полноценные рекламные проекты. У кого-то вопрос банально упирается в отсутствие «лишних» финансов. А для кого-то в силу специфики бизнеса крупномасштабная рекламная кампания является своего рода «стрельбой из пушки по воробьям». Но, так или иначе, а задача поддержания интереса своих клиентов и обеспечения их лояльности является актуальной для всех.
Возьмём, например, тот же общепит. Понятно, что кафе, бар или даже ресторан вряд ли сможет позволить себе полномасштабное размещение телевизионной или наружной рекламы. Ну, один-два билборда неподалёку от входа – ещё туда-сюда. Но никак не полноценное покрытие всей Москвы.
Да им этого, собственно говоря, и не нужно – для них это как раз и является той самой пресловутой «стрельбой» крупной картечью по мелким представителям мира пернатых. Ведь подобным бизнес-проектам большой охват аудитории, в общем-то, и не требуется. А вот проблема зацепить и удержать клиента, привлечь его внимание к своему заведению для них не менее актуальна, чем для транснациональных корпораций.
«И самое очевидное, что может предпринять в этой связи небольшое заведение – это придумать некие обращающие на себя внимания и запоминающиеся «фишки» непосредственно в месте своего расположения, – считает руководитель Новосибирского представительства Е-генератор Светлана Миронова. – Вот тут-то и пригодятся замечательные идеи наших авторов, простые и легкореализуемые, они с удовольствием поделятся тем, что видели в своём городе или во время путешествия или придумают «фишки» самостоятельно».
Каждое заведение будь то кафе, ресторан, клуб или бар будут успешны в том случае, если они работают в востребованном формате. Т.е. у них хороший сервис, поставленная кухня, удобное месторасположение и т.п. Но и этого недостаточно: в модном заведении должна «царить» своя неповторимая атмосфера, которая зависит от идеи (концепции) и её воплощения. А любая атмосфера складывается из множества мелких нюансов – «фишек», которые могут быть, как привязаны к стилистике конкретного заведения, так и быть «универсальными» – подходить для любого другого заведения подобного формата. В общем, из всего того, что может как-то заинтересовать, заинтриговать или просто развлечь посетителей в рамках концепции заведения.
Предлагаем вашему вниманию своего рода ТОП-20 подобных «фишек» и «фишечек», подсмотренных креативными авторами агентства Е-генератор, как в российских, так и зарубежных заведениях общепита. Использовав эти, а также им подобные идеи, можно без труда создать неповторимую атмосферу в любом заведении.
Во Франции владелец небольшого кафе-бара «Кот на рыбалке» в свете антитабачной компании вместо того, чтобы оборудовать специальную утеплённую веранду для курящих, заказал для них ярко-красные жилеты с нанесённым на спину названием своего заведения. Теперь все курильщики для отправления своей «естественной потребности» выходят на улицу в этих жилетах – как показывает практика, во время обедов и ужинов, по меньшей мере, пять человек курят возле входа в заведение в ярко-красных жилетах. Причём, что характерно, в эти жилеты с удовольствием наряжаются и некурящие посетители «Кота», которые не хотят прерывать беседу со своими курящими приятелями, – после еды они пьют кофе на улице в их компании.
Известно, что один из самых дорогих сортов кофе – «Лювак» – производится из кофейных зёрен, прошедших через пищеварительную систему какого-то тропического зверька (вроде бы на местном наречии он и называется лювак). Оригинальным образом решили поступить в питерской кофейне «Чёрное и белое», которая находится рядом со станцией метро Василеостровская. Смельчаку, отважившемуся выпить подобный кофе и выложить за него довольно приличные деньги (а пару лет назад в Питере чашечка эспрессо «Лювак» стоила порядка 900 руб.) вручают специальный диплом, удостоверяющий, что его обладатель действительно пил «Копи Лювак». Отметим, что подобный «кофейный» диплом – отличная тема для обсуждения с друзьями, повод для дружеского хвастовства, его можно использовать как подарок и т.д., и т.п. Ну и помимо всего прочего, данный диплом имеет и весьма осязаемую материальную ценность – к нему прилагается дисконтная карта со скидкой.
В баре «Чемодан» г. Красноярска на табурете в дальнем конце барной стойки сидит манекен, изображающий собой завсегдатая данного заведения. Выглядит этот манекен довольно натурально и обладает вполне реалистичной физиономией. Сидит он в непринуждённой позе, подперев голову рукой перед пустой кружкой. Отметим, что манекен этот пользуется большой популярностью среди посетителей бара. Они относятся к нему как к коллеге – прозвали его Жорик и периодически покупают ему выпивку. Т.е. манекен стал практически реальным завсегдатаем заведения.
В окнах одного из кафе г. Санкт-Петербурга льётся вода как в водопаде. Устройство представляет собой двойное стекло (возможно, стеклопакет), сверху трубки, подающие воду, а снизу – слив. Насос гоняет воду, которая струится между стёклами, а красивая подсветка создаёт поистине неизгладимое впечатление: когда смотришь в окно, ощущение, что смотришь через водопад или как минимум – сквозь ливень. Если стекла разукрасить или покрыть цветом морской волны, то возникнет ощущение, будто смотришь на «живую» воду.
Для стимулирования творческих начал среди своих клиентов, в одном из баров на самом видном месте вывешена грифельная доска, к которой приложены мелки. А чтобы «по-хорошему» подтолкнуть посетителей к самовыражению, первую – «заходную» надпись делает администрация, изображающая что-то вроде: «Эврибади! С добрым утром!»
В пивоварне в гостиницы «Пулковская» в г. Санкт-Петербурге подаётся оригинальное блюдо на 2-4 человек. Официант ставит на стол 4 стопки водки, накрывает их перевёрнутыми гранёными стаканами, а сверху на стаканы ставится металлический поднос, на котором разложены горячие закуски: свиная рулька, колбаски различных сортов и т.д. Под центр данной «конструкции» ставится зажжённая свеча, которая подогревает содержимое подноса. Отметим, что блюдо это подаётся к пиву, а фишка заключается в том, что когда все закуски съедены и всё пиво выпито, поднос и стаканы поднимаются, рюмки с водкой извлекаются и - на посошок! Впрочем, клиентам не возбраняется осуществлять «церемонию» и в обратной последовательности.
В московском кафе «Дерево какао» конфеты делают прямо на глазах у посетителей: просто окунают фрукты или ягоды в шоколад. Причём и сам посетитель имеет возможность побывать в роли кондитера и ознакомиться с процессом на практике.
Данная фишка подсмотрена в магазине, но её без труда можно адаптировать и под заведение общепита – кафе или бар. Посетители с помощью дартса выбивают себе определённый процент скидки. Как вариант, скидка может быть равна сумме набранных баллов. А можно вместо скидки выдавать, например, шоколадки в кофейне или орешки-чипсы в спортбаре.
В кафе-баре Zoom г. Санкт-Петербурга меню выполнено в виде картонных карточек в деревянных ящичках – словно формуляры в библиотеке.
В некоторых заведениях общепита США посетителям выдаются так называемые «Dog bag» – специальные сумочки, куда можно сложить остатки еды, не «поместившиеся» в самих едоков. Ну, например, чтобы дома покормили своих четвероногих любимцев, или сами позавтракали. Стоит отметить, что подобные сумочки в Штатах довольно популярны.
В московском клубе «Культ» (возле м. Китай-Город) при определённом заказе (например, кофе с фирменным тортом) по желанию посетителя ему приносят настольную игру на выбор: шашки, нарды, скраббл, лото, домино и т.п. В итоге можно выпить кофе и сыграть партейку с друзьями. А там, глядишь, и посетители засидятся подольше...
В баре Jamie Kennedy Wine Bar г. Торонто есть возможность заказать вино в бокалах по 0,05 и по 0,15 мл – для пробы перед решением о выборе большого бокала или бутылки вина.
В одной из латвийских рыбацких таверн счёт на оплату подают в мышеловке. Намёк это на что-то или нет – доподлинно не известно. Но, говорят, посетителям нравится.
В ресторане гостиницы «Гранд-отель Европа» Санкт-Петербурга при заказе посетителю дарится одноразовый плёночный фотоаппарат «Кодак». Как правило, бывает очень кстати. Причём официант предлагает сам поснимать гостей – на память, так сказать.
Клиент заводит себе пополняемую карту заведения, на которую кладёт определённую сумму, после чего ходит в кафе без денег, а взаиморасчёты осуществляются в безналичной форме – через карту.
Одно из центральных мест в кафе или баре занимает декорированный аквариум. Который может быть либо круглым – а-ля банка с маринованными овощами – помидорчиками, огурчиками (пластмассовые или восковые муляжи). Либо выполненным «под стадион» (что очень подходит для спорт-баров) – в виде макета спортивного сооружения с игроками и зрителями, бассейна с ватерполистами и т.п. Ну, или – самые банальные варианты – декорированный под старинный замок, с фигурками водолазов и т.п.
В баре «Патефон» г. Запорожья мужские туалетные комнаты декорированы фотообоями с изображением девушек, которые по кругу танцуют канкан.
В одном из ресторанов «Жили-были» клиенту при заказе 50 гр. водки «в подарок» подаётся один маленький огурчик (корнишон).
К свободному столику прикрепляется воздушный шарик с номером заказа (или самого столика), который взлетает при посадке клиента.
В одной из кофеен на пене капучино выводится имя клиента.
* * *
В заключение отметим, что эти и подобные «фишки» могут прийтись ко двору не только для заведений общественного питания, но и в принципе для самого разного бизнеса. И в первую очередь, связанного с оказанием услуг – например, для фитнес-центров, салонов красоты, стоматологических клиник и т.д. А компания Е-генератор с удовольствием разработает для них идеи.