"Издержки, связанные с пересечением таможенной границы, носят подчас непредсказуемый характер..."
Дмитрий Медведев
(Эксперт №33 23-29/08/2010 с.36)
Еще как носят! Сейчас я расскажу как они влияют на тестирование новой продукции.
Самым непосредственным образом влияют. Если кратко - ситуация такова, что планировать работу в привязке к календарным датам невозможно.
Вообще, взаимодействие нашей компании с клиентом до факта начала работ проходит несколько стадий - RFQ, proposal, contract.
В общем, на согласование этих вещей тоже порой уходит немало времени, но что, собственно является точкой старта, kick-off точкой начала работ?
Ударили по рукам? Нет!
Подписали контракт? Да нет же!
Перечислили деньги? Если бы!
Реальная точка старта - это когда продукты, родимые, попали к нам в тест-студию в упаковочках и коробочках.
А до этого момента, клиент серьезно с нами обсуждает даты, мы готовимся вместе к старту, согласовываем опросники, протоколы итд. Но сами знаем, что в 80% случаев ничего вовремя не происходит, о чем мы честно предупреждаем.
Немцы еще очень завязаны на каледарные недели. Например, ставят нас в курс, что Ablieferungstermin 25-26 KW (срок поставки 25-26 календарная неделя).
Ага.
No way! 1-2 недели сдвижения сроков начала теста - это подарок Божий!
Де-факто - продукты идут с зависанием в недели и иногда месяцы. Проект запланирован на октябрь - стартует в феврале. Запланирован на март - стартует в августе. И так далее.
Компании-клиенты делятся на 2 типа: те, у кого сотрудничество с местным офисом напрямую налажено и те, у кого R&D департмент заказывает эти тесты по всему миру, минуя местное представительство вообще в принципе. Они даже и не в курсе зачастую, что есть такой продукт, он готовится к выходу итд..
Так вот, казалось бы, если у компании есть работающее представительство, у которого вопросы таможенные решены по определению, все должно быть без сучка и задоринки.
Ан нет.
У них налажены поставки уже производимого, сертифицированного и упакованного товара. Продукция же, которая идет на тест - в непонятной упаковке, не предназначена для продажи, имеет непонятный для таможни вид. Что там его - Бог знает, может это гексоген?
Так что задержки грузов случаются даже у крупных компаний с мощной логистикой.
Парадокс, но иногда клиенту проще (если он едет контролировать тест) - взять несколько коробок лично и ввезти его в страну как личный груз, просто заплатив за перевес. И это порой более надежный путь, чем традиционный.
Насколько я понимаю, для продукции, планируемой к производству и тестовых ее партий, нет каких-либо особых режимов для ввоза/вывоза.
Вот на данном совещании Д.Медведев решал вопрос об особом режиме ввоза/вывоза высокотехнологичного оборудования. Потому как это тормозит нашу модернизацию. А то, что тестирование новых продуктов также задерживается и в результате компании несут большие издержки при выводе этих продуктов на рынок (и в конечном итоге перекладывают их на потребителя, разгоняя инфляцию) - это не проблема?
Ну да ладно. Если быть честными, дело не только в российской таможне, которая может "дать добро", может не дать и западникам порой этого не понять. Вон, одного нашего клиента после теста в России в Китае на въезде вообще "приняли", когда он пытался свои образцы ввезти. Так что у нас еще ничего!
Дело еще конечно и в эффекте масштаба компаний, которые иногда не так быстры, как хотелось бы. Много задержек происходит не по вине таможни, а просто потому что "где-то у клиента процесс на холде завис".
Так что, Бог с ней, с таможней.
В довершение расскажу забавный случай из практики.
Должны мы были тестировать 3 новых образца продукта БНК (Большой немецкой корпорации). Все согласовано, сметы, договора итд.
Продукты должны быть отправлены 15 февраля, о чем нам сообщают 12 февраля. Ну, отправка там, растаможка, пока они на склад к местному представительстиву попадут, потом к нам... По всему к числу 25 или 30 долны быть.
Наступает этот срок. Никаких сигналов. "БНК-Германия" не в курсе. "Отправлено". С "БНК-Россия" мы контакта не имеем.
Ну, идут и идут, нам то что - ждем.
Так проходит еще почти месяц после чего 20 марта (!) звонят нам из ОЛК (Огромной Логистической Компании) и говорят: "А вы груз то свой забирать то вообще собираетесь?" "Какой груз?"
"А вот тот груз который у нас на складе с ПЕРВОГО ФЕВРАЛЯ ЛЕЖИТ!"
Verdammt!
Т.е.нам пишут, вполне официально, что 15 февраля груз отправят, в то время как он уже 2 недели тут в Москве пылится!
Что тут поднялось! Одной попытки ОЛК повесить на нас пени за нахождение у них на складе груза достаточно (там под 200 000 рублей счет был).
На важно другое - это не проблема таможни. Это проблема коммуникации и мотивации ответственных лиц в компаниях, а никак не в таможне.
Тут уже Медведеву не пожалуешься - сами виноваты.