Катерина Дмитриева - управляющий партнер, компания АЙZMEDIA
В конце февраля в Лас Вегасе прошла восьмая выставка Digital Signage EXPO. На сегодняшний день это крупнейшее мировое событие в индустрии. Ее площадь составила 6 000 м.кв., было представлено около 200 экспонентов, согласно пост-релизам выставку и семинары посетило несколько десятков тысяч человек из 40 стран мира. Для сравнения – достижением аналогичной российской выставки было всего 187 посетителей…
Впечатление первое, «заграничное»…
Конечно, нам такой размах развития цифровых технологий в российской рекламе пока не снился… Нет, понятно, что надо делать скидку на то, что американский рынок Digital Signage опережает даже Европу лет на десять… На сегодняшний день в Америке цифровые носители в сегменте DOOH (digital-out-of-home – «цифровая реклама вне дома») составляют более 30% от всей «наружки», и в ближайший год прогнозируется, что ее станет больше половины. В натуральном выражении это около 1 000 000 поверхностей ( для сравнения – по всей России всего 20 000 поверхностей).
Размещение этого миллиона поверхностей выглядит следующим образом: обыкновенные магистральные щиты заменяются светодиодными экранами, постеры на остановках, лайтбоксы в торговых центрах - мониторами. Не говоря уже о дисплеях в такси, лифтах, витринах и интерьерах магазинов. Даже обратная стенка уличного ларька по продаже сосисок – и та на Бродвее состоит из видеостены… С рекламой, схемами, прогнозом погоды и т.п.
По этой фотографии можно играть в игру – «посчитай все Digital»… Можете сравнить результаты: здесь 42 разноразмерных монитора… | Это тот самый уличный киоск попродаже хот-догов. Четыре монитора в режиме видеостены. Через несколько минут прогноз погоды сменится рекламой и схемой метро |
Интересное решение – соединение LED, больших и маленьких мониторов LCD. Получается красивый арт-объект | Уличная инсталляция: 4 светодиодных экрана, бегущие строчки по стенам и полу - все сверкает, мигает и вовлекает проходящих |
Миллионы решений для моллов: например куб из видеостен | Или крутящийся вокруг своей полуоси экран в атриуме крупного молла |
Общее ощущение – добро пожаловать в будущее, о котором так много писали фантасты 60-х…
Впечатление второе, техническое…
Да, техника семимильными шагами продолжает двигаться вперед. Производители лезут из кожи вон, чтобы предложить что-то необыкновенное: огромные гнущиеся цифровые панели, ЗD с очками, ЗD без очков, видеостены из ЗD мониторов, готовые тач-скриновые конструкции с дополненной реальностью и он-лайном социальных сетей, новые прозрачные дисплеи, которые непосвященному зрителю вообще представляются чем-то из ряда фантастики.
Радует, что развиваясь, цифровая техника дешевеет, и многие диковинки скоро вполне могут стать рабочими лошадками рекламной индустрии.
Взгляд третий, в цифрах.
Объем рынка рекл. (млн. долларов) | ООН (млн. долларов) | DOOH (млн. долларов) | Доля DOOH в OOH, % | Темпы прироста ООН, % в год | Темпы прироста DOOH, % в год | |
Россия | 7700 | 1000 | 40 | 4 | 12 | 35 |
США | 185000 | 8400 | 2600 | 31 | 4,9 | 13,2 |
Европа | 90000 | 8500 | 750 | 9 | 10 | 30 |
Итак, рост сегмента DOOH составляет от 13% до 35% . Американские специалисты выделяют три наиболее перспективных рынка по развитию цифровых технологий - Россия, Индия и Бразилия. Цифры, динамика и успехи американского рынка впечатляют. А главное – стимулируют к развитию этого сегмента в России.
Взгляд четвертый, завистливый.
Если что-то и вызывает жгучую зависть - так это качество организации мероприятия. Это – узкоспециализированная выставка. При этом параллельно было организовано более 100 семинаров, несколько workshop, завтраков и обедов в формате lunch/breakfast & learn, Индустриальный форум и тур по местам размещения носителей. И все - за три дня выставки!
Выбирать информационную программу можно было на любой цвет и вкус. И для новичков, которые хотят узнать об отрасли в целом - что такое Digital Signage и для проверенных бойцов невидимого фронта, у которых есть конкретные узкоспециализированные вопросы действующим гуру. Конечно, среди сотни выступающих было несколько человек, которые зачитывали банальности по бумажкам, но большинство – это реальные игроки рынка с бесценным опытом, актуальным – здесь и сейчас.
Было много практических кейсов, которые иллюстрируют реальные истории из работы американских и европейских компаний. Например, интересные факты из исследований восприятия рекламы, размещенных на цифровых носителях (сделанных компанией WireSpring) – конструкции, размещенные на потолке замечают 8% посетителей. Наихудшие цветовые сочетания - черный на желтом фоне, наилучший - черный на белом. Если человеку, для того чтобы увидеть носитель, надо поднимать голову больше, чем на 15 градусов – значит об эффективности этого носителя можно забыть. О ценности контента, о нестандартных задачах и их решениях… Обо всем, чем живет индустрия Digital Signage.
Взгляд пятый, забавный…
Перед входом на выставку стоял щит с картой, на которой организаторы предлагали поставить значок – откуда посетители. Россия нашлась не сразу- где-то внизу, размером чуть больше Китая. Американские представления о России весьма специфические – например, порадовала такое образование как «новосибирские острова», которые заняли существенную площадь… И наши шутники, которые здесь, естественно, отметились …
Российский десант специалистов представляли: Илья Алексеев (Видео Интернешнл), Анатолий Мостовой (adda) и Евгений Ястребов (Gallery), Томи Яммин (IMTV) и мы – АIZMEDIA Дмитрий Куркович, Екатерина Дмитриева и Анна Атерекова. Ну и еще, если верить обозначениям гвоздикам карте тайно присутствовали человек семь сочувствующих :)
Мнение о выставке:
Илья Алексеев, ВИ-Плазма (руководитель отдела продаж)
Для нас американский рынок – яркий пример того, каких успехов можно добиться в индустрии Digital out-of-home рекламы, по темпам роста рекламных доходов DOOH в США уступает сейчас только интернету. При этом на рекламном саммите ведущий глобальный исследователь сегмента - PQ Media определил Россию как самый быстрорастущий рынок в Европе в 2011-2015 что, в общем, было несколько неожиданно.
Понравилось, что в отличие от некоторых российских мероприятий, DSE-2011 было организовано не как индустриальный “междусобойчик”, а в том числе как место встречи продавцов и покупателей DOOH-рекламы. Так мы стали свидетелями того, как крупнейшие медиабаеры и селлеры открыто дискутировали о путях развития индустрии.
Интересно, что несмотря на колоссальную разницу в объемах рынка, у наших американских “коллег по цеху” очень похожие зоны развития: совершенствование систем мониторинга сегмента, технологий анализа эффективности размещения, внедрение удобных инструментов медаипланирования и покупки и т.п.