Тенденции здорового питания укрепляют позиции фермерства в разных странах. По данным экспертов, мировой рынок экологически чистых продуктов ежегодно растет на 8-9% и его оборот сегодня составляет примерно 70 млрд. долларов. Россия, на просторах которой сосредоточена значительная часть мировых запасов чернозема, сильно уступает многим странам в вопросах развития крестьянства.
В России пока нет обязательной экомаркировки продуктов. Законопроект, который позволит потребителям узнать о происхождении товара и понять, насколько он экологичен, только готовится. И будет ли, даже после принятия документа, отечественная фермерская продукция соответствовать в полной мере европейской, до конца не ясно. Био-продукты в Европе и США продаются не только на рынках, но и в специализированных магазинах и в отделах обычных супермаркетов. Если покупатель платит за органическую еду, он может быть спокоен, что при выращивании овощей и фруктов не использовались никакие пестициды и прочая химия, а применялись только природные удобрения (например, навоз), животных не кормили гормонами роста и антибиотиками. Пусть цена такой продукции примерно процентов на 30 выше, чем у массового производителя, зато стоимость оправдана высоким качеством и натуральным вкусом.
Экологическое фермерство в нашей стране представляет собой достаточно узкую нишу. Если не брать в качестве примера соленую капусту от бабы Мани с рынка, то фермеры в массе своей сосредоточены в интернете, где в различных частных лавках можно заказать парное молоко, домашние яйца и наливные яблоки на дом. Цены, правда, кусаются. И не исключено, что в Сети можно запросто купить «кота в мешке». Качество продукции далеко не всегда удовлетворяет покупателя, и дело даже не в придирчивости клиента. На начальном этапе бизнеса все было в порядке, но с развитием точки где-то в творог добавили растительного жира, где-то сметану «поженили». Мелкие хозяйства зачастую не сертифицируют продукцию. Отдельные недобросовестные фермерские магазины даже не имеют собственного производства – просто скупают продукты и перепродают. Держат марку с гарантией качества лишь единицы – как правило, это локальные проекты.
В Европе фермерство – хорошо отлаженный бизнес и профессия. Специалистов готовят во многих университетах и колледжах США и Евросоюза. Курсы для тех, кто хочет заняться органическим фермерством, работают в США и Великобритании. И желающих учится много. В штате Мичиган за последние годы с 2,5 тысячи до 54 тысяч увеличилось число увлекшихся сельским хозяйством. И почему бы не уехать в деревню, когда государство поддерживает все - от разработки научных технологий до кредитования?!
На Ямайке для развития малого бизнеса на селе придумали национальную программу «Молодые фермеры». Участвовать в проекте могут кандидаты от 18 до 35 лет, каждому дается 5 акров земли, техника, предоставляется канал для сбыта продукции. Платят участники только за воду, семена и удобрения. В Европе фермерам за поддержание экологических стандартов платят от 210 до 900 евро за каждый используемый гектар земли.
И, конечно, фермерство за рубежом трудно представить без высоких технологий. В Канаде и США применяется точное земледелие, когда при помощи GPS можно мониторить урожайность и осуществлять спутниковую съемку полей. Доказано, при использовании технологии GPS для дифференцированного внесения удобрений урожайность повышается на 10% и даже больше. Фермеры в Канаде изменяют дозу удобрений в зависимости от потребности сельскохозяйственных культур на каждом квадратном метре поля. В обычном хозяйстве вносят усредненную подкормку на все поле, при точном земледелии дозировка изменяется в самых широких пределах в зависимости от плановой урожайности и свойств почвы. Используя грамотный подход к картированию полей с помощью спутниковой съемки и анализа почв, фермер впоследствии получает порядка 300% прибыли.
Россия обладает восемью процентами мировых пахотных земель и, по идее, могла бы прокормить миллиард человек. Пока же наша страна остается для фермерства табула раса. Смогут ли наши фермеры завоевать жизненное пространство или их задушит ВТО? Вернется ли к нашим гражданам вкус к здоровой пище сам по себе или для этого потребуется масштабная социально-информационная кампания? Пока на рынке есть природная синеглазая картошка из Курска и любимые червяками яблоки из Липецка, верится, что все будет хорошо.