Включаем эмоции!

2012-11-20 13:14:49 2203

Снижение потребительской активности в области товаров повседневного спроса становится устойчивым трендом. И дело не в покупательной способности, а в неэффективности стандартных механизмов продвижения продукции. Если в семье уже есть новый телевизор, исправно функционирующая стиральная машина и надежный автомобиль, зачем покупать что-то лучше и выгоднее?!

По данным исследовательского холдинга «Ромир», в мае этого года повседневные потребительские расходы россиян по сравнению с апрелем стали меньше на 4 процента. Май, несмотря на каникулы, стал уже третьим месяцем в нынешнем году, когда темпы роста реальных расходов не поднялись выше нуля. Впервые за 5 лет наблюдений номинальный уровень трат в мае также оказался ниже, чем в январе текущего года. Это означает, что темпы роста потребительской активности на рынке товаров повседневного спроса снижаются.

Не произошло и ожидаемого осеннего оживления рынка на фоне так называемого back-to-school. Объем розничных продаж в сентябре лишь немного увеличился по сравнению с августом, словно дети и не пошли в школу. Российский автомобильный рынок тоже почувствовал замедление динамики роста - в октябре продажи новых автомобилей увеличились всего на 5%. При этом продажи многих бюджетных моделей крупных автоконцернов и вовсе упали.

Можно предположить, что на покупательную способность населения влияет растущая инфляция продовольственных цен, повышение тарифов ЖКХ или смутное предчувствие надвигающегося кризиса. «Этим виртуальным пугалом сегодня можно запросто объяснить вообще любую тенденцию рынка, - приводит журнал «Итоги» слова гендиректора агентства маркетинговых коммуникаций R&I GROUP Юния Давыдова. - Но я считаю, что снижение спроса на повседневные товары напрямую связано с повышением благосостояния. Просто многие насытились дешевыми шмотками и стали приобретать более дорогие, а значит, более качественные вещи, которые дольше служат. Следовательно, люди реже ходят в магазин за обновками».

Российские настроения идут в ногу с Европой, где объем розничных продаж в сентябре сократился на 0,8 процента относительно показателя годовой давности. Даже продажи «McDonald’s» упали впервые за 9 лет. Крупнейшая ресторанная сеть сообщила, что в октябре в США и Европе этот показатель упал на 2,2%, а в Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке и в Африке – на 2,4%.

Любопытно, что падение спроса на товары в России происходит на фоне роста коммерческой рекламы в интернете (+40% за 9 месяцев 2012 года к соответствующему периоду 2011 года) и на кабельно-спутниковом телевидении (+38%). Тем не менее заманчивые предложения не могут достучаться до потребителя или не приносят ожидаемого эффекта. Когда у тебя уже все есть, зачем покупать что-то еще тоньше или больше, ярче или дешевле?!

Общественный фонд «Народная инициатива» уверен, производителям необходимо пробовать новые каналы коммуникации. Одним из механизмов является социальный маркетинг, в котором рационалистический посыл и призывы коммерческой рекламы на 100 процентов заменяются эмоциональной и социальной составляющей при принятии решений. Кроме того, продвигая свой бренд на рынок, инструменты соцмаркетинга не только помогают компаниям получать прибыль, но и создавать позитивный имидж участием в решении острых общественных проблем.