Без права на детство

2013-01-09 13:16:50 2539

С принятием «закона Димы Яковлева» россиян призывают активнее усыновлять сирот. Министр образования Дмитрий Ливанов даже снялся в социальной рекламе, агитирующей за усыновление детей. Несмотря на желание многих взять в семью хотя бы одного приемного ребенка, возможности, увы, не позволяют поставить на ноги даже своих. Слишком дорого и сложно быть родителями в России.

В России вступил в действие «закон Димы Яковлева», запрещающий американцам усыновлять российских детей. Уже понятно, что этот «ассиметричный» ответ на «акт Магницкого» наносит удар по наиболее забитой сфере государственной системы, лишая многих сирот надежды на светлое будущее. По данным Детского фонда ООН, в России без родительской опеки живут 740 тысяч детей. В 2011 году 7 400 детей были усыновлены на родине, а 3 400 - за границей. За последние двадцать лет более 60 тысяч российских детей обрели семьи в США. Россия занимает третье место после Китая и Эфиопии по количеству усыновленных детей в Соединённых Штатах.

Российские усыновители предпочитают усыновлять маленьких здоровых детей (до 6-7 лет), не имеющих братьев и сестер (так как, согласно законодательству, родственников разделять нельзя). Этому способствует и социальная реклама, демонстрирующая грустных малышей, ожидающих маму со слезами на глазах. Те, кто прониклись социальными роликами, зачастую просто не готовы к встрече с реальными детьми в детдоме – наголо остриженными, с растрескавшимися губами и пятнами от зеленки, колючими и замкнутыми. Голубоглазых блондинок до трех лет в приютах не так-то много, а детей с отклонениями в России готовы взять на воспитание только единицы – люди с большим сердцем или возможностями.

Американские усыновители, напротив, забирают наиболее «невостребованных» детей - с отклонениями в физическом и психическом развитии и даже тяжелых инвалидов. Дело в том, что на Западе другая культура воспитания: если ты можешь помочь ребенку, то нет ничего зазорного, чтобы взять в семью малыша с отклонениями и помочь ему адаптироваться к жизни. Иностранцам нет дела до цвета кожи и разреза глаз – главное, подарить заботу.

В России собираются упростить процесс усыновления детей, но очередей в детских домах уж точно не будет. Многие бы с удовольствием брали сирот в свои семьи, однако у большинства нет уверенности, что они смогут прокормить и достойно содержать ребенка. Только в улучшении жилищных условий нуждается две трети населения, а ипотека остается недоступной роскошью.

Интернет-издание «Взгляд» приводит слова президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской: «Проблему сиротства надо начинать с того, что создать условия для родной семьи, а у нас таких условий нет, семья, родившая второго ребенка, резко утрачивает свой материальный статус, если только это не семья миллионера или депутата Госдумы. Траты обычной семьи с рождением ребенка резко возрастают, и при этом, в отличие от других стран, где таким семьям дают льготные кредиты, у нас не дают ничего».

Очереди в детские сады, недоступная медицина. Ряда врачей-специалистов в районных поликлиниках и больницах просто нет, поэтому для консультации нужно обращаться либо в платный центр (за немалые деньги), либо ехать - и это в лучшем случае - в областной центр. На устройство сирот в семьи влияет и решение Госдумы об отмене льгот при поступлении в вузы сирот. Фактически внеконкурсное поступление в вузы было единственной реально действовавшей льготой для сирот. Теперь государство просто отказалось от своих обязательств.

Можно вспомнить и о мизерных пособиях, которые получают приемные родители на ребенка, о бумажной волоките, стоящей перед будущими папами и мамами, о психологическом аспекте, который тоже немаловажен. В российском обществе нет модели воспитания приемных детей, как, например, в США, где африканские дети живут у Анджелины Джоли и Бреда Пита, а у сенатора Маккейна трое приемных детей – один из Румынии и двое из Африки. Приемные дети адвоката Михаила Барщевского скорее исключение из правил и общепринятых норм.

Главный редактор журнала для приемных родителей «Родные люди» Елена Фортуна в материале для «Эксперт Online» полагает, что с принятием «закона Димы Яковлева» «нас ждет поток сомнительного качества социальной рекламы и прочей пропаганды, созданной с «советским» креативным подходом и вызывающей в первую очередь чувство стыда»: «Второе, чего стоит ожидать, – станет больше показухи. Приемные семьи – как с подопечными, так и с усыновленными детьми (и наплевать всем будет на тайну усыновления) – будут активно привлекаться в ток-шоу на телевидение, на страницы газет и журналов всех региональных уровней, и количество розового цвета в описании их жизни будет превышать все разумные пределы. Третье – усыновлять не станет проще. Наоборот, пока что все делается не для облегчения, а для усложнения процедуры».

Хотя главный защитник детей Павел Астахов утверждает, что у нас многотысячная очередь усыновителей, люди явно не жаждут быть навсегда прикованными к «особым потребностям» ребенка. Как бы ни истолковывали новый закон противники и сторонники – нельзя делать детей пешками в политической игре. 46 детей, которые должны были уехать в американские семьи, теперь останутся в детских домах, возможно, навсегда лишенные сказки и счастливого детства.