Корпоративная социальная ответственность стала не только мировым трендом, но и необходимостью. Участие компаний в жизни общества обеспечивает им высокую деловую репутацию, помогает выжить в конкурентной борьбе, а также формирует культуру ответственного потребления среди населения. Речь может идти о чем угодно - о скидках пенсионерам, о направлении части прибыли в защиту озера Байкал или просто о древесине и обо всем, что с ней связано.
Возьмем, к примеру, бумагу. В докладе на недавней международной конференции «Paperworld» во Франкфурте Всемирный фонд дикой природы «WWF» сообщил, что из-за увеличения населения в мире растет спрос на производство биоэнергии, поэтому к 2050 году объемы ежегодно заготавливаемой древесины могут стать больше в три раза. И если сейчас планета теряет 13 миллионов гектаров леса в год, то очень важно к 2020 году свести обезлесение и деградацию лесов к нулю. Как этого добиться? Более мудро подходить к потреблению древесины, экономить на бумаге (10% населения планеты потребляют 50% всей производимой в мире бумаги), делать акцент на вторичной переработке. Последнюю стратегию, кстати, давно использует многими критикуемый «Макдоналдс».
По мнению директора глобальной лесной программы WWF Рода Тейлора, «ключевая задача лесной промышленности - обеспечить больше изделий из древесины с наименьшим воздействием на природу. Эта проблема охватывает всю цепочку поставок от того, где и как сырье растет и заготавливается, до того, насколько эффективно обрабатывается, используется и перерабатывается».
Самой популярной организацией, занимающейся сертификацией лесов, является FSC (Forest Stewardship Council, Лесной попечительский совет). FSC создал подтверждения экологической и социальной ответственности управления лесами. Знак организации на древесине или на сделанном из нее товаре - показатель того, что продукция происходит из леса, в котором ведется экологически и социально ответственное лесное хозяйство. Владельцы лесов следят за их восстановлением, сохранением разнообразия животного и растительного мира.
В России более 31 миллиона гектаров сертифицированного леса, то есть около четверти всего массива. Однако развитие экологических методов печати и массового внедрения экологической упаковки пока не успевает за сертификацией природных ресурсов. Только десять из примерно семи тысяч российских типографий прошли экологическую сертификацию FSC: шесть в Москве, остальные в Ленинградской области, Сочи, Твери и Ярославле. Об этом сообщила РИА «Новости» заместитель директора российского офиса Лесного попечительского совета (FSC) Татьяна Яницкая. Для сравнения, в Германии и Нидерландах число сертифицированных типографий превышает 650, в США около тысячи. В этих странах является обыденным тот факт, что, например, половина книг в книжных магазинах напечатана на сертифицированной бумаге, а на обложке стоит логотип FSC. В ходе недавнего опроса, проведенного Euromonitor для компании «Тетра Пак», славящейся знаком FSC на упаковках, примерно половина из 6600 респондентов в 10 странах мира ответили, что отсутствие экологической информации на упаковке продукта ставило их в затруднительное положение при покупке. Другая половина потребителей положительно высказалась о присутствии логотипа на упаковке.
Для пропаганды ответственного отношения к окружающей среде в России на Патриарших прудах в Москве проходит фотовыставка «Лесные истории. Зима», одним из организаторов которой стал Лесной попечительский совет (FSC). На ней представлены работы известных российских и иностранных фотографов, запечатлевших лес во всей его красоте. Впрочем, до понимания того факта, что милая елочка под снегом и стопка бумаги для ксерокса – по сути близнецы-братья, у нас пока не дошло. В России потребители мало внимания обращают на знак FSC, а ведь именно «голосование рублем» может заставить производителей умерить свои аппетиты по переработке леса в пеньки.