Возраст счастья

2013-02-15 19:02:32 2529

Для многих старость ассоциируется с периодом «дожития», где неизбежно присутствуют страдания, потеря работоспособности, болезни и мизерная пенсия. Кроме того, на пожилых людях делают гигантский бизнес - количество денег, зарабатываемых на дряхлости, в том числе на косметологии и таблетках, просто фантастично. Годовой бюджет в США, который идет на исследование и лечение болезни Альцгеймера, составляет порядка 100 миллиардов долларов. Между тем, именно после 60 лет начинает расти способность человека к счастью. Основатель «Коммерсанта», «Сноба» и профессиональный фотограф Владимир Яковлев придумал удивительный проект, который демонстрирует, что после 60 жизнь только начинается.

Проект «Возраст счастья» начинался как хобби. Владимир Яковлев отправился в путешествие по разным странам мира, чтобы познакомиться с людьми, которые в свои 70, 80, 90 или даже 100 лет сумели сохранить полноту жизни и способность получать удовольствие от каждого прожитого дня. Эти люди танцуют, прыгают с парашютом, бегают марафоны. Итогом стал сайт в интернете Age of Happiness и фотоальбом «Возраст счастья». Кстати, путешествие продолжается.

Владимир Яковлев встретился с сотней людей и выслушал много историй о том, как люди, достигнув возраста, который мы традиционно называем «пенсионным», отказывались идти на поводу у стереотипов и сидеть дома, доживая свой век. Сам Яковлев не любит слово «старые» и называет тех, кому за 60, «взрослые».

«До 30-ти мы учимся, с 30-ти до 60-ти мы самореализуемся. Когда мы при этом пытаемся говорить о возрасте после 60-ти как о некотором бессмысленном придатке, это, мягко говоря, странно. У этого периода жизни должны быть цель и смысл», - считает он.

То, что происходит с человеком после 60 лет, не деградация, это следующий этап развития, который отличается от предыдущего так же, как отличается зрелость от юности или юность от детства. Если это принимается, тогда возможны вещи фантастические. Так, Микеланджело начал роспись Сикстинской капеллы в 61 год. Фрэнк Ллойд Райт начал работать над проектом Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке в 76 лет, а закончил в 92.

Яковлев ищет формулу счастья «взрослых» людей, но самой формулы в книге нет. Есть жизненные истории, из которых читатель может почерпнуть что-то важное и изменить свою жизнь не в 60, а еще раньше.

Например, в Лос-Анджелесе Яковлев встретил женщину-психоаналитика, которая принимает до 30 человек в неделю, пишет книжки, занимается йогой, собирает лос-анджелесских психоаналитиков у себя дома на обед. И ей 103 года. Она получила диплом психоаналитика в 1934 году. Или врач из Цюриха, который в 60 лет решил поставить эксперимент – попытаться стареть, не болея. Сейчас ему 96, у него эксперимент продолжается 36 лет. Он абсолютно здоров и делает какое-то безумное количество отжиманий за 40 секунд. Он не принимает никаких таблеток, ничего, кроме небольшого количества витаминов и протеина, потому что он хочет, чтобы у него были хорошие мышцы.

Есть герои и из России. Светлана Тюкова (69 лет), Нина Мельникова (72 года), Антонина Куликова (72 года), Любовь Адамчик (66 лет) стали своеобразной достопримечательностью новосибирского Академгородка: их приезжало снимать японское телевидение. Даже для Японии история такой группы айкидо - уникальное явление: бесспорно, там многие занимаются айкидо и тай-чи в зрелом возрасте, но мало кто начинает впервые изучать боевые искусства после пятидесяти.

В группу входят 15 женщин. Самой молодой 55 лет, самой старшей - 75. Все они начали заниматься «с нуля» в 2004 году. И за шесть с половиной лет существования группы ее состав практически не изменился. На занятия все 15 учениц ходят почти без пропусков - они практически перестали болеть. Интересно, ни одна из 15 учениц не была суперспортсменкой до тренировок.

Один герой книги к 72 годам набегал миллионы километров, хотя с финиша первого марафона его увезла «скорая». Другой персонаж еле передвигался на костылях, но вместо операции на суставах начал танцевать, и в свои 75 держит ритм рокабилли три часа без остановки. Врачи и здравый смысл запрещали, а они все равно делали. Получается, захотел – изменился. Все просто.

Яковлев опровергает теорию о том, что в старости люди теряют ясность ума. За последние 15-20 лет было проведено больше исследований возраста, чем когда-либо. Выяснилось, например, что у пожилых людей после 60 лет выше обучаемость, чем у молодых. Что у пожилых людей выше творческие способности, и не только выше инновационные способности, но намного выше способности совмещать инновационные идеи с реальностью и с возможностью их конкретного воплощения. Что возможности к изучению языков после 60 лет выше, чем у молодых людей, в том случае если используются методики, предназначенные для мозга на этой стадии развития, а не для мозга на стадии развития 18-20 лет.

Новый взгляд на старость открывает большие возможности. Мир стоит на пороге революции «третьего возраста: скоро количество тех, кто старше 60, превысит число тех, кто моложе 15. Кроме того, книга учить быть счастливыми абсолютно всех, демонстрируя истинные ценности, которым хорошо бы найти место в жизни уже сегодня. Впрочем, в России быть счастливым «взрослым» все же сложнее, чем на Западе: нашей стране еще предстоит изменить отношение к пожилым людям, единственным развлечением которых является стояние в очереди в Сбербанке или на почте.