Пьянству за рулем объявлен бой. За езду в нетрезвом виде собираются ввести неподъемные для большинства россиян штрафы. В ближайшее время в ряде регионов пройдут масштабные рейды по выявлению тех, кто ездит навеселе. Такая борьба за трезвость, вкупе с законами, направленными на искоренение алкоголизма в обществе, вызывает массу протеста, правда, пока в интернете: дескать, рейды будут показательными, а пострадают от «пьянства» в основном те, кто пьет корвалол.
На днях первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил провести крупномасштабный рейд по выявлению пьяных водителей в регионах с самым высоким числом ДТП, случившихся по вине нетрезвых автомобилистов. Речь идет о Владимирской, Свердловской областях, Краснодарском и Пермском краях, где за год из-за пьянства погибло более 75 человек. Обещают, что в рейдах будут участвовать представители ГИБДД, Минздрава, МЧС и общественных организаций.
Шувалов не скрывает, что рейд будет «максимально публичным мероприятием», чтобы общество понимало, отчего у нас гибнут люди. По всей вероятности, событие скорее будет носить отчетный характер. Дадут ли эффект подобные мероприятия? В Москве в среднем за сутки задерживается 150-200 водителей подшофе. Однако на данные столичной полиции давно не обращают особого внимания: если сопоставить почти 12-миллионную столицу и ее 4,5-миллионный автопарк с результатами рейдов, то получится смешная цифра.
Проводить масштабные антиалкогольные кампании вынуждает статистика ГИБДД: за 2012 год число ДТП с нетрезвыми водителями выросло на 4,8%. Получается, в авариях с участием пьяных автомобилистов погибает около 7% человек, а из-за плохих дорог - 21%. Чувствуете разницу?! Почему же акцент делается именно на пьянстве, но не на нехватке пешеходных переходов, их плохой оснащенности, некачественном дорожном полотне, незнании элементарных правил дорожного движения водителями и пешеходами?! Ужесточить меры ответственности для нетрезвых автомобилистов проще, чем вплотную заняться ремонтом дорог и пропагандой ПДД – одними из основных мер профилактики безопасности дорожного движения.
Повышение штрафов обычно воздействует на законопослушных граждан, заядлых правонарушителей новые законы дисциплинируют всего на пару месяцев. Эксперты считают, что сначала следует побороть коррупцию в кругах ГИБДД, чтобы сотрудники выполняли свои должностные обязанности.
Сейчас за управление машиной в состоянии опьянения водителю грозит лишение прав на срок 1,5-2 года. Штраф в 5 тысяч рублей нарушитель обязан оплатить, согласно части 3 статьи 12,8 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортным средством, либо лишенным права управления транспортным средством». Также к таким нарушителям применяется административный арест на 15 суток.
Штраф в 5 тысяч рублей уже много для среднего россиянина, но пьяных меньше не становится. И даже если штрафы повысят до 200 тысяч рублей, пить меньше не станут, зато, как считают эксперты, «коррупциогенный фактор» вырастет. Особенно при действующем законе о нулевом промилле. Как пишут пользователи в Сети, при российских судах и вороватых гаишниках – подобные меры приведут к повышению мзды за «отмазку». Если понадобится, то и трезвого упрячут.
Запретили тонировку стекол, однако число джипов с глухой тонировкой на дорогах не уменьшилось. Важна неотвратимость наказания, а пока ее нет, то эффективны только профилактические меры, чтобы простые россияне не оказались за решеткой после выпитой микстуры от простуды.