Моё представление об Индии до того, как я её посетила, было, наверное, банальным: экзотическая, контрастная, религиозная страна, хаотичные толпы босоногих людей, антисанитария, специфическая «постная» пища, коровы, законно разгуливающие повсюду, полный серебра самоочищающийся Ганг… А ещё то, что Индия – сердце мира и самая загадочная мистическая страна со своими высшими законами, где всё происходит не как запланировано, а как Бог даст, и то, что поездки в Индию становятся судьбоносными в том смысле, что люди по возвращению в разной степени, но становятся другими. Только не все возвращаются… Всё абсолютно так и есть. Но гораздо ярче, глубже и волшебней. Много путешествую, причём, далеко не только по курортным зонам; практически ничему не удивляюсь. За последние пару лет просто мечтала об эмоциях, прям, таких, чтоб встрепенуться! …Конечно, дело ещё и в составе и миссии группы, частью которой мне посчастливилось стать, но эта моя мечта сбылась. Цепь совпадений и временами шокирующих событий, происходивших с нами за две недели пребывания в предгорье Гималаев, однозначно пошатнули мировоззрение, или, как принято говорить в Индии: расширили сознание ) Кумбхамела. Прибытие Приурочена наша поездка была к событию, проходящему раз в 12 лет – религиозный фестиваль Маха Кумбхамела (Великая Ярмарка Кувшинов - прямой перевод), который длится в течение трёх месяцев и собирает более 40 миллионов паломников и святых. В этот раз фестиваль, кульминационным действием которого является массовое омовение в реке Ганг, проходил в Харидваре (в переводе «Божьи врата»), в предгорье Гималаев, откуда и берёт начало эта таинственная река. Специально для его проведения вдоль обоих берегов Ганга протяжённостью в 40 га были раскинуты палаточные городки и кэмпы, возведённые за несколько месяцев, чтоб разместить несчётное количество людей со всего света. В аэропорту Дели съёмочную группу 1-ого канала, в которую волею звёзд вошли: режиссёр Евгений Жижикин, сценарист Юлия Ермолина, оператор Павел Волконский и директор группы Денис Цвинтарный во главе с автором идеи и ведущим цикла передач «Мистические путешествия Сагалаева» – Эдуардом Михайловичем Сагалаевым, встречал зам.посла РФ в Индии Сергей Николаевич Кармалито. | | | | Юлия Ермолина, Павел Волконский | Эдуард Михайлович Сагалаев, Виктория Инкелес,Сергей Николаевич Кармалито | Эдуард Михайлович - автор проекта | Павел Волконский, Евгений Жижикин, Юлия Ермолина, Денис Цвинтарный | Задачи каждого, входящего в состав, сводились к единой цели: снять интересное правдивое кино об Индии, отражающее всю глубину, колорит, духовность и мистичность страны. У меня же не было чётких функций, но в процессе я была удостоена звания менеджера по стрессовым ситуациям, причём, как по их решению, так и по созданию. Основа сценария, который Юлия создавала, исходя из обстоятельств, заключалась в том, что молодой парень – скептик, но хочет поверить в чудо, приезжает в Индию, где встречает чудеса, и его мировоззрение меняется. А Эдуард Михайлович помогает ему увидеть и понять это чудо. Роль парня-скептика сыграл Денис Цвинтарный. В действительности, это была не игра, а реальность. Никто из группы не верил, но хотел увидеть глазами и прозреть. Примеры таких чудес были оговорены с руководством канала ещё на стадии утверждения проекта: человек в состоянии самадхи или нирваны (высшего блаженства), погружённый в воду и не дышащий 20 минут; левитация – отрыв от земли, парение в воздухе (устойчивое положение объекта в гравитационном поле без непосредственного контакта с другими объектами); садху, живущий 300 лет; человек, живущий на дереве, который ни разу с него не спускался…Только задуматься… В общем, таких чудес нужно было 10. Шансы, что мы их найдём, были очень высоки: миллионы садху в мистическом месте на берегу волшебной Ганги (у них она исключительно женского рода), ну, и встречающая сторона обещала содействия. Вместе с нами на борту летело ещё человек 80 паломников из России и Украины, организованные Александром Шалыгиным, который из Москвы способствует паломнической коммуникации с Индией: прибытие в место назначения, размещение, полезные советы. Даже сайт создал по этому поводу: kumbhamela.ru От Дели до Харидвара 225 км, но ввиду качества транспорта и дорог наша поездка заняла 7 часов. Кстати, в Индии разница в часовых поясах с Москвой в 2, 5 часа: откуда берётся эта половинка – не понятно. У ворот кэмпа Пилота Баба Джи нас встретил человек в оранжевых одеждах – саньяси (монах, прошедший отречение от мирской жизни) с внешностью Христа, если не правая рука гуру Пилота Баба Джи, то его очень приближённый. | | | | Ворота кэмпа Пилота Баба Джи | Ранганатх Джи | В центре правей: Пилот Баба Джи | Приветственный ужин | Ранганатх – так его имя в индуизме, русский по национальности, в Индии 9 лет, в совершенстве владеющий хинди, английским, русским языками; высокообразованный, приятный в общении. По предварительной договорённости Эдуарда Сагалаева на Ранганатха возлагалась роль встречающего, везде сопровождающего, всё поясняющего и провожающего. Действительно: за две недели мы где-то сроднились с Ранганатхом и, безусловно, были тронуты его и Пилота Баба Джи гостеприимством. | | | | Знакомство с жителями кэмпа | Свадьба русских паломников | Мужская хижина (на 10-15 человек) | Общая столовая | | | | | Процесс изготовления статуй из глины | Как живые... | Александр Шалыгин с женой Викторией | В ложе Пилота Баба Джи на ужине | Именно в этом кэмпе и предполагалось наше размещение. Паломников с нашего рейса разместили по соломенным хижинам с примерно одинаковыми условиями: туалет общий, душ из ведра за ширмой, матрасы из сена на земле, горячая вода в определённое время из котла. Нам предложили VIP апартаменты: панельный домик с обычными кроватями, пристроенным санузлом, где даже полы покрыты линолеумом и стены – обоями. | | | | Наш домик в кэмпе | Ждём известий о свободности в отелях | В санузле VIP домика | Так хорошо. Почему бы не остаться... | Безусловно, любой паломник внутренне готов к духовному подвигу и даже, наверное, мечтает о нём, поэтому такие условия, о которых Александр предупреждал всех новичков перед поездкой, воспринимаются с благодарностью и даже с радостью. Мы же прибыли с рабочей миссией, и, к тому же, располагали командировочными средствами на комфортабельное размещение, поэтому оперативно организовали перемещение в близлежащий отель. | | | | Грузимся в отель | Устали очень | Но до отеля добрались | Взбодрились ) | Вечером того же дня за нами пришёл 7-миместный джип, любезно предоставленный Пилотом Баба Джи и Ранганатхом, чтобы отвезти нас в кэмп для ужина и знакомства. Да…Движение не просто правостороннее и экстремальное, они все едут "по встречке", причём лоб в лоб, разъезжаясь в миллиметрах. Так, что закрываешь глаза и ощущаешь воображаемый удар, а открываешь – и уже другой объект метит в лобовое, и опять мимо. Европейцу арендовать автомобиль без водителя там невозможно, для владельца это бы означало прощание со своим транспортом. Забегая вперёд, скажу, что ДТП происходят очень часто, время разборок – 1-2 минуты на повышенных тонах и продолжение движения, если физически это остаётся возможным. А в одно из наших возвращений из кэмпа, всё же наше лобовое стекло было пробито индусом в оранжевых одеждах… | | | | Харидварские могучие женщины | Съёмки уже полным ходом | Одна рикша может вмещать до 25(!) индусов | Если б все ДТП регистрировались, то статистика бы зашкаливала.. | Ягия …Прогуливаясь по территории кэмпа, где бурно шла подготовка к празднованию Кумбхамелы, практически на ходу из глины лепили и раскрашивали Божества, нам показали шатёр, в котором было 5 выложенных камнями ям в виде разных символов: треугольник, квадрат, ромб, звезда… и расположенных иксом с пересечением в центре. Эдуард Михайлович рассказал, что здесь проходит Ягия, а из этих ям во время церемонии вырываются языки пламени, подогреваемые бросанием в костёр различных по цвету и содержанию ингредиентов: рис, травы, лепестки. | | | | Накануне перед Ягией в пустом шатре | Приготовление к началу ритуала | Ягия полным ходом | 80 % кэмпа - русские паломники | Ранганатх объясняет Ягию так: «Весь мир - это Ягия. Господь пожертвовал собой и создал этот мир. Он пожертвовал своей единственностью и нас стало миллионы. Солнце светит, греет всю Вселенную и даёт жизнь на этой земле – и это тоже Ягия. Ягия – это жертвоприношение. Церемония на костре – это ещё одно жертвоприношение с помощью ведических мантр – Боги радуются, всё меняется. На научном языке можно сказать, что происходит взаимодействие с тонкими энергиями этого мира, до которых ещё не дошла наука. С помощью вибраций от мантр, с помощью химических видоизменений в пространстве от огня и сгорающих в нём ингредиентов происходят изменения в окружающей среде на тонких уровнях, и это влияет на изменение грубого уровня человека, т.е., люди выздоравливают, становятся богаче (здоровье, богатство – это всё грубый уровень). Но есть две вещи – ум и природа. Святые люди в прошлом были настолько умны, просты и реализованы, говорит Ранганатх, что они создали эту культуру, эту религию, основы которой – ум и законы природы. Разный цвет ингредиентов – совершенно не случаен: всё в церемонии способствует правильному расположению и настроению ума, которое позволяет работать с разными тонкими энергиями. К примеру, когда человек входит в церковь и смотрит на Распятие – это для ума, а когда он ставит свечку Иисусу – здесь уже начинают работать законы природы, т.к. эта свечка, поставленная именем Христа, влияет именно на те тонкие энергии, которые связаны с Иисусом Христом. Эту же свечку можно поставить и на помойке – и всё равно она будет работать. Но наш ум не будет работать на помойке, поэтому для правильного взаимодействия с тонким энергиями нужно пойти в церковь и поставить там свечку именем Христа; то есть Церковь – это конструкция для ума, а свечка – это инструмент для работы с законами природы. Так вот, ритуал Ягия сочетает в себе оба качества: в процессе создаётся правильный ум (настрой ума) и работают законы природы (инструменты): мантры, ингредиенты, сжигаемые в костре. Этот ритуал можно совершать где и когда угодно, энергии всё равно будут работать таким образом. Но, если ум не готов, то человек не примет эти изменения в окружающей среде на себя. Поэтому нужно сначала создать ум, а потом уже работать с природой. Неподготовленный человек, но с открытым сердцем, конечно же, также может правильным образом вступить во взаимодействие с тонкими энергиями, что влечёт изменение к лучшему и на духовном, и на физическом уровне, осуществление светлых желаний». | | | | Приступим... | Ранганатх Джи рассказывает о Ягии | Присели спланировать | На высокой горе Харидвара | …В общем, Ранганатх предложил нам принять Ягию, предупредив, что процесс займёт часов 6. В этот день Ягия была посвящена отречению, то есть, нужно было целенаправленно просить Бога об избавлении от чего-то злого или ненужного. Эдуард Михайлович, будучи очень осведомлённым и чуть ли уже не родным для Индии человеком, осознано, в отличие от меня, подошёл к участию в ритуале. Я, жаждущая новых ощущений и каких-то открытий, не задумываясь, согласилась. На Юлин вопрос, от чего бы я хотела отречься, подумала – «от гордыни», но сказала – «от курения» – что действительно на физическом уровне для меня является какой-то уже неразрешимой проблемой: иглоукалывания, пластыри, жвачки, книги, волевые решения – не помогают. Перед входом в шатёр, Юля как автор сценария взяла у меня короткое интервью на тему «моего отречения от курения», Эдуард Михайлович забрал мои сигареты, сказав «ты больше не куришь», и меня проводили взглядами «мы в тебя верим» на Ягию. Такого груза ответственности за всю мою историю бросания курения у меня ещё не было… Эдуарда Михайловича как почётного гостя пригласили к центральному костру, ну, и меня вместе с ним, там, где восседал Пилот Баба Джи. Все разместились вокруг ям очень плотно в позе йога. Вообще, можно, хоть лежать – главное, чтоб удобно и не мешать другим. Мантры читались на хинди, Ранганатх переводил на русский, т.к. в этом кэмпе процентов 80 было русскоязычных. Мне сказали сосредоточиться на своём желании и повторять за всеми движения и мантры. Поначалу аккуратно наблюдая, потом вливаясь в атмосферу, меня вдруг как пронзило внезапным сильным ощущением: вот она – Индия! Эйфория, наверное. Особенно это чувство обострялось, когда резко и высоко из ямы вырывались языки пламени, и обдавало жаром. Всё это сопровождалось массовым и синхронным бросанием ингредиентов в костёр под общий гул мантр. У людей были красные лица, из глаз лились слёзы то ли от сильного жара, то ли от взаимодействия с тонкими энергиями (наверное, всё вместе), и они почему-то улыбались. Не могу сказать, что, даже при всей глубине ощущений, моё сердце таки открылось, но в моменты, когда было похоже на то, оно, сердце, автоматически обращалось к православным молитвам. При всём уважении к этому ритуалу и религии, признаюсь – для меня это было, скорее, очень увлекательное приключение и интересный опыт. Как потом выяснилось, я слишком легкомысленно отнеслась к этой процедуре. | | | | Александр и Вика Шалыгины | Скоро начнётся. Ещё не знаю что... | Эдуард Михайлович на почётном месте | Пилот Баба Джи пришёл. Начинается... | Кстати, позже в Институте Божественной Культуры, где также изучается влияние Ягии, мантр, йоги на состояние здоровья человека и окружающую среду, нам рассказали об исследованиях, которые проводятся более 40-ка лет: к примеру, как до и после Ягии кардинальным образом в лучшую сторону меняются анализы человека, больного раком. Планирование Говорят, в Индии карма работает значительно быстрей. И ещё, что планирование там – бессмысленно. Что всё происходит ровно по карме. Эдуард Михайлович, у которого давно свои договорённости с Индией – что-то в роде «мировой», тоже предупреждал об этом всю группу перед поездкой. Его комментарии на всё происходящее с нами, и плохое, и хорошее, были до блаженства спокойными: это Индия, сынок… Вообще, было довольно удивительно не только для меня, но и для всей группы ощущать полный комфорт и теплоту от общения с таким авторитетным и известным человеком. Эдуард Михайлович наравне со всеми проводил время и проявлял ко всем только доброжелательность и великодушие. Как только он появлялся в кэмпе, его окружали русскоговорящие паломники; он раздавал автографы, фотографировался с ними, отвечал на вопросы по предыдущему фильму «Индия» из цикла «Мистические путешествия» и по текущему проекту. Русские саньяси рассказывали о том, как много значил для них фильм «Индия» и как он изменил к лучшему их жизни. | | | | Во время интервью | Интервью на горячем берегу Ганги | Перерыв. Дубль 3 | За завтаком в отеле | Тем не менее, полностью полагаться на волю Божию не могли, так как приехали «на задание». И каждый вечер у съёмочной группы, конечно же, заканчивался планированием чёткой программы следующего дня, которую так и ни разу не удалось осуществить в соответствии с планом по причине форс-мажоров или неожиданно свалившегося интересного «материала». | | | | Планирование в Индии бесполезно... | Что у нас на повестке дня? | Что за ерунда? Опять все планы рушатся... | Это Индия, сынок... ) | Единственный раз за две недели у нас, вроде бы, получилось реализовать план, то есть, найти, договориться и отснять всё, что было задумано накануне. Признаться, мысль пронеслась, мол, вот, а говорят, планирование не работает… Паша с Женей ставили галочку в предпоследнем пункте повестки дня, снимая концерт в кэмпе: пели известные индийские исполнители, и на сцене восседали, периодически засыпая, Пилот Баба Джи и вице-президент Непала, прибывший с визитом погостить. Вдруг (правда – вдруг) в домик, где мы с Юлей и Денисом ждали окончания концерта, забегает босоногий Павел и, крепко выругавшись, поясняет – у него больше нет обуви. Надо сказать пару слов о Паше Волконском, операторе группы: без преувеличения профессионал с большой буквы, физически сверхъестественно силён: практически жонглирует оборудованием весом под 50 кг, носит его на себе по горам, морям и преодолевает любые препятствия ради качественных съёмок или красивой картинки. Кроме всего, очень добрый, заботливый, такой – эрудированный весельчак, душа компании. При всём этом, очень брезгливый. Но, тем не менее, на съёмках разувался, и этот факт его очень беспокоил. В общем, мы все пожелали, чтоб мокасины были в радость новому обладателю и стали заматывать Пашины ноги полиэтиленом. Павел Волконский в работе Немного не дождавшись нашего водителя, мы взяли другого. Впереди вырисовывался вкусный ужин и «неплохой» вечер в целом. В отеле нас ожидал утомлённый после многочисленных интервью Эдуард Михайлович. По пути мы намеревались отыскать один специфичный магазин – последний пунктик в нашем дневном плане. Ночной Харидвар, огни, вереницы людей… До сих пор помню лицо этого человека – индус в оранжевых одеждах с горящими, добрыми глазами с обочины выступает на дорогу… Удар. Несчастного отбрасывает на мостовую, разбитое в паутину продавленное внутрь лобовое стекло в крови, часть осколков на Денисе, который сидел впереди ровно в месте столкновения, резкое торможение, все какое-то время в оцепенении, я и Юля в ауте. Потом Пашино (у которого большой опыт работы в горячих точках) резкое «быстро выходим». Мы сбили садху. Последствия могли быть самыми разными – реакция толпы непредсказуема. Только тогда я ничего не понимала. Меня и Юлю буквально подхватили, и мы оказались на обочине. Водитель на руках занёс окровавленного садху в пустой салон, и когда мы увидели, что он зашевелился – чувству благодарности небесам не было предела… Мой взгляд упал на разбросанные по дороге тапки и чётки, по которым уже намеревались пролететь, не останавливаясь, машины. Бегая, поднимая их, я опять была убрана с дороги, но вещи успели закинуть в машину, после чего водитель резко стартанул в госпиталь. Тут же движение машин и людей вошло в обычный ритм, и кроме крови на асфальте, ничего не говорило о произошедшем. Всё это с момента аварии длилось не более пары минут. Ещё столько же мы молча постояли на мосту, созерцая ночной Харидвар, мужская половина разобрала оборудование, босоногий Паша закинул на себя 50-тикиллограмовое оборудование, и пошли в сторону отеля пешком. Васундра или Людмила - русская паломница, периодически живёт в Индии; очень заботливая и гостеприимная - нам сказала, что этим происшествием мы все разрешили какую-то очень серьёзную карму для себя. Дикша На третий день после Ягии в кэмпе я случайно отбилась от коллектива и пошла наблюдать окрестности. Я не курила уже 2 дня. Давалось не легко. Иногда просто скручивало руки, и начинала кружиться голова от того, как сильно я хотела это сделать. В такие моменты думаешь, зачем терпеть, если завтра будет также, и это состояние хотения никуда не денется. Но, выстояв эти пиковые моменты, как-то странно «отпускает», и об этом уже не думаешь. Так вот, сидя на берегу Ганги, слушая поочерёдно то пение кришнаитов, доносившееся с соседнего кэмпа, то свою музыку в наушниках, мне стало так хорошо, я расслабилась и, решив, что лучше сознательно себе вредить, доставляя тем самым мнимое удовольствие, чем так мучиться, я закурила. Как выкурила сигарету, тут же нахлынуло чувство потери, сожаления о том, что теперь уж точно не брошу. «Ну, не смогла», - подумала я. Подошёл знакомый монах, саньяси из кэмпа и попробовал меня отвлечь от терзающих мыслей светлыми разговорами. В этот же момент выплыли или поднялись по крутому побережному склону две женщины. Любовь и Людмила – русские православные паломницы, в Индии 9-ый раз, приехали на Кумбха Мелу с благословления своего духовного отца. Спросили, почему я до сих пор не окунулась в Ганге. На все мои отговорки (нет порео, крутой склон, боюсь холодной воды, острых камней, сильного течения и т.д.), они взяли меня под руки, спустили с горы, переодели в своё порео, провели в воду и показали обряд. Как только вышли на берег после омовения, Любовь неожиданно для меня задала вопрос: «Куришь?». После моего виноватого кивка усадила на камень и, сказав, «закрой глаза и проси Бога, чтоб помог бросить», начала руками что-то делать над моей головой – это называется «вливать» дикшу или давать энергию на определённую установку. Я, закрыв глаза, думала о том, что происходит. Откуда они взялись, откуда знают, как такое может быть и т.д. Случайное совпадение?.. Разговорились; выяснилось, что Любовь преподаёт в Московском ВУЗе, нескольким своим студентам помогла таким образом бросить курить. Людмила – инженер на московском секретном предприятии. Обе – верующие христианки, но не хотят ограничиваться строгими рамками православия, поэтому приезжают в Индию за просветлением, новыми ощущениями и открытиями. Вообще, очень светлые женщины. И я снова была полна решимости не курить. По возвращению с Ганги в кэмп я застала такую ситуацию: приятный дяденька, целитель Сергей из Екатеринбурга (диплом даже показывал) предлагал влить дикшу нашей группе с установкой на любовь. Павел и Евгений отказались. Евгений Жижикин, режиссёр по проекту, вообще как-то аккуратно от всего ему до конца неведомого, не задумываясь, уходил в сторону. Денис по должности и по миссии, как герой фильма, был открыт к экспериментам, но было решено этот процесс заснять на камеру и позже, в красивом месте. Сергей вызывал доверие ещё и потому, что вливал дикшу и делал массаж Эдуарду Михайловичу. И здесь и сейчас на «открытие чакр любви», скорее, из любопытства, согласилась Юля. Юлия, надо сказать, ценитель комфорта, надёжности и спокойствия, не любитель острых ощущений и риска, при всей своей видимой мягкости и пушистости очень строга и требовательна в работе. | | | | На заднем плане два Юрия из Киева | Съёмки полным ходом | Поиск консенсуса | Перед началом очередного интервью | | | | | Планирование по дороге в Ришекеш | Съёмка русских поломников в кэмпе | В верховьях Ганги | Пробуем медитировать | Не желая во время открытия чакр любви находится в домике наедине с целителем, Юля попросила меня о сопровождении. Хоть, я и сидела в отдалении, разбираясь со своим телефоном, Сергей подошёл и по умолчанию влил в меня дикшу вторую за день. Через полчаса у меня начался сильный озноб, всё тело покрылось красными волдырями. Казалось, что сгорю, но температура не зафиксирована, так как единственный с трудом найденный градусник при открытии футляра вылился на кровать вместе с ртутью и осколками. Ранганатх посоветовал нам не вызывать врача, а мне потерпеть и обойтись без жаропонижающих и «антиаллергенных», объяснив, что это возможная реакция после Ягии. Эдуард Михайлович тоже полагал, что всё обойдётся без лекарств. К обеду следующего дня я проснулась совершенно здоровой даже без намёков на вчерашнее состояние. Что это было: аллергия / акклиматизация (не страдаю / ранее не замечалось; но всё бывает впервые), последствие взаимодействия с неизвестными мне энергиями – в общем, кому как нравится… В кэмпе предположили, что у меня был передоз энергии. А, вот, на Юлию подействовала или дикша или само пребывание в волшебной стране, но произошли такие перемены... Одним словом, уже к середине путешествия я увидела в Юли само совершенство милой и заботливой девушки. С Денисом проделали то же самое, то есть, влили дикшу "на любовь", только на берегу Ганги. | | | | Приготовление ума перед дикшей | Вливание мантры на "открытие чакр любви" | Павел убегает, чтоб не попасть под дым | Закрепление результата | Тоже, как говорится, результат на лицо) | | | | Ну, чего ты боишься... Иди сюда | На, скорее... | Ух ты ж какая... | Харидварцы любят фотографироваться | | | | | Какой волшебный цветок... | Так, вон оно как бывает... | Ну, здорово, брат! | В мечтах | | | | | После медитации | Зафиксируем впечатления | В Ришекеше | По дороге наверх в Гималаи | Парад К многомиллионному шествию мы готовились заранее: изучали маршруты движения колонн, выбирали высокие точки на местности для правильной съёмки, шили на заказ праздничные белые одежды. Всё движение уже было перекрыто, поэтому накануне Паша в 5 утра несколько километров прошёл пешком, чтобы занять операторское место на общей панорамной площадке для телевидения, прикрепив штатив цепью с замком. Всем было забавно, а Паше немного грустно, кога они с Юлей, вернувшись на то же место через пару часов уже для съёмки, обнаружили штатив, лежащий в другом месте с аккуратно сложенной цепью и замком сверху. | | | | Ищем подход к местным властям | В поисках самых высоких точек на местности для съёмки парада | Договариваемся о съёмке с крыши здания | Вышка для медиа с видом на главную набережную | | | | | В рикше | Основное для подготовки позади | Втроём - не предел. Лучший транспорт для предпраздничных пробок | Выясняем маршруты движения колон | По плану Евгений должен был снимать колонну Гуру Баба Джи, в начале которой шёл и Эдуард Михайлович, а Денис – внутри колоны, периодически передавая камеру мне, чтоб я снимала Дениса крупным планом. Но когда мы утром, а Паша по второму разу, дошли пешком до кемпа, чтоб присоединиться к нашему движению, уже тогда я подумала, что умру, прям, во время шествия. Эдуард же Михайлович поступил, как всегда, мудро, оставшись на ночь перед парадом в лагере, и морально, и физически, подготовившись к этому событию. Начало было очень бодрым и весёлым. Чем-то напоминало первомайскую демонстрацию. Счастливые лица, все в праздничных национальных костюмах, транспаранты и перетяжки, выкрикивание лозунгов, пение. При выходе из кэмпа мы попадали в плотный поток движения других колонн. Конечно, все старались держаться друг друга и нашего строя. | | | | "Наши" | Юрий. Очень хороший человек из Киева | | | Всё началось при крутом подъёме на мост: узкая каменная лестница без ограждений и поручней физически не могла вместить такое количество людей, тем более встречных потоков. Индусы, простые Харидварцы, зачем-то пытались прорваться не в направление к параду, а вниз. Какая их понесла в этот день из дома… Кто-то из них падал, кто-то, напротив, карабкался на мост по крутому земляному склону рядом с лестницей, хватаясь за травы, камни, друг за дуга. Скатывались вниз и без раздумья снова лезли в гору. Надеюсь, обошлось без жертв. Из всей Индии на парад было привлечено более 5 тысяч полицейских. | | | | Жительница Харидвара пытается пробиться домой | A rapid reaction force - по нашему Омон (справа) | Наги Бабы - в переводе "голые отцы" | Многозначительный жест | | | | | Представители разных религиозных движений | Обычная в Индии история | На коне оно удобней... | А вот и Эдуард Михайлович, и "наши" из кэмпа | Евгений с Денисом каким-то волшебным образом всегда оказывались впереди, висящими на столбах или иных конструкциях, чтоб запечатлеть всё на камеру. Наша колонна с песнями шла уже по мосту, временами ускоряя шаг до бега, и резко остановилась. Зрелище такое: толпа на толпу, тьма кричащих и свистящих полицейских, простые горожане с кувшинами и сумками на головах, держащие друг дуга за руки и за одежды, чтоб не потеряться… Чтоб не быть затоптанной, я старалась влиться в движение, но толпой меня вынесло опять на мост, и, конечно же, я потерялась. Когда основной поток схлынул, забилась на мосту в неглубокую выемку для теплотрассы, потом забралась на ограждение, откуда меня безуспешно пытались согнать полицейские. Двое пожилых индусов, наблюдая за мной, подошли и зачем-то дотронулись до пальцев моих ног. Скоро выстроилась очередь из местных жителей, желающих со мной сфотографироваться. Просидев так около двух часов, нужно было, всё-таки, куда-то двигаться. Я знала только приблизительное расположение кэмпа. Шла наугад, еле пробиваясь сквозь толпы людей и ограждения полицейских. Жара, жажда, усталость – казалось, и не найду, и не дойду. | | | | На мосту с местными жителями | Центральная набережная Харки Пори | "Неофициальное" омовение | | В итоге меня занесло в палаточный городок с местными жителями. Когда-то я видела эти же лица по BBC – в репортаже речь шла об умирающих с голода и от нищеты, о глубоко несчастных индийских людях. Так вот, я увидела эту картину теперь немного с другой стороны: пусть, при полной антисанитарии – за то у них крепкий иммунитет, пусть спят они «семеро по лавкам» – за то им очень весело; и они щедрые и заботливые, пусть не объедаются до сыта – за то не страдают ожирением, чревоугодием и другими недугами… В общем, я увидела добрых, чистых, гостеприимных и, главное, счастливых людей, которые, кстати, чудесным образом ладили с моим фотоаппаратом ) | | | | Завидев фотокамеру, разом заскромничали | Палаточный городок аборигенов | Крышует... | :)) | | | | | Никакая помойка не помешает главному) | Приглашают в гости | Детки-кокетки | От чая таки отказалась... | И с этим волшебным ощущением, что теперь-то уж точно все на земле просто обязаны быть счастливыми (может, оно, конечно, и солнце напекло), я узнала среди других похожих конструкций ворота «нашего» кэмпа и стала, видимо, совсем-таки счастливой. Кэмп был совершенно пуст, наш домик с оборудованием закрыт; я упала спать прям на паласы рядом с Будда холлом с то ли спящими, то ли медитирующими женщинами. А проснулась рядом с нашим водителем... Поела в общей столовой, окунулась в Ганге, благодаря Сергею из Киева, и стала дожидаться группу. Несколько слов про Сергея Гурко: раз 10 был в Индии, из каждой поездки черпает знания и вдохновение. Уже несколько лет, как организовал аюрведический центр и фитнес/йога клуб в Киеве. Теперь занимается строительством элитного городка в горах Крыма; говорит, что если катастрофа всё-таки случится в 2012 или вроде того, то по данным сейсмологов, как раз эти горы останутся непоколебимы. | | | | Плакаты нашего кэмпа | Медитирующие или спящие женщины | Наш водитель | Общая стловая | | | | | Сергей Гурко из Киева. После омовения | На мосту была засада ) | На всех не всегда хватает... | Александр из Екатеринбурга | Потихоньку с парада стали возвращаться люди: кто-то был уставшим, кто-то измождённым, кто-то вообще еле дышал, но сам процесс омовения оправдал ожидания и страдания каждого. Эдуард Михайлович ещё какое-то время ни с кем не общался и приходил в себя. К вечеру его энергетическому заряду и уровню физической подготовки удивлялась вся группа. На мой вопрос, почему бы не спуститься к берегу прям здесь, без десятикилометрового изнуряющего шествия по жаре и не окунуться по всем правилам, Ранганатх пояснил, что это священный обряд, как в православии «Крестный ход», и в процессе торжественного шествия до центральной набережной – Харки Пори у людей создаётся правильное настроение для совершения омовения. Иначе не будет никакой разницы между ежедневным купанием и этим священным омовением. В гостях у Байк Бабы Чтоб добыть больше материала, было решено разделиться и продолжить поиски чудес или просто интересных явлений двумя группами. Передвигаться на машине было невозможно даже физически. Нашей с Евгением, режиссёром по проекту, задачей было пробраться по Харидвару сквозь толпы людей в Акхару – центральное место, где собираются духовные люди. Или, как говорит Ранганатх, Акхара – это профсоюз духовных людей. Мы знали приблизительную дорогу, но, учитывая, что город был перекрыт и многие выходы и входы были закрыты, мы сбились с пути. Окончательно заблудившись, решили не терять времени, а довериться обстоятельствам, как учил Ранганатх. И стали снимать бесконечные плотные пёстрые потоки самых разнообразных людей: зажигающих танцующих кришнаитов, мирно и, казалось бы, целеустремлённо куда-то идущих садху, колоритные лица местных жителей, да, всё подряд. Евгений самоотверженно забирался на самые высокие точки для лучшего обзора. О режиссёре проекта: скромный, умный, спокойный, решительный. В очередной раз уже в городе Евгению полицейские с трудом, но позволили забраться на какую-то высокую конструкцию. В этот момент раздались сигналы, и я заметила, что среди столпотворения пыталась проехать машина Байк Бабы – это единственный садху, которому было разрешено передвижение по городу в эти дни на колёсах. Несколько лет назад компания Хонда подарила ему мотоцикл, на котором он пересёк пол мира, за что и получил своё имя. ВВС снимала про него отдельный фильм. В общем, легендарная личность, которому мы днём ранее уже были представлены Ранганатхом. Байк Баба – очень необычный садху, этакий хиппи. Он очень добрый, его все любят. У него, также как и у других Гуру, много последователей. Его открытый разрисованный красный джип был полностью загружен и увешан учениками – человек 15 – люди стояли на подножках, висели на поручнях – и эта махина ещё пыталась пробраться, медленно двигаясь, сквозь непробиваемые толпы. Прохожие старались дотронуться до его большого пальца ноги – так получают благословление. Ученики с машины вежливо всех отодвигали и просили разойтись. Я начала пробираться к машине с криками: Bike Baba, Channel One, Russia, Ranganath… Он меня заметил, пригласительным жестом махнул рукой, что-то сказал на хинди европейцам с дредами, они на английском предложили к ним присоединиться и стали освобождать место, сдвигаясь ещё плотнее. Женя, наблюдая эту картину, в несколько прыжков преодолел приличное расстояние, и мы уже ехали в какой-то сетке, прикрепленной к заднему бамперу, как кенгурята, в гости к Байк Бабе. | | | | Байк Баба | Справа от Байк Бабы - летающий человек) | В гостях у Байк Бабы | В центре - маленькая девочка | Как же мы удивились, когда «наша» машина заехала на территорию той Акхары, которую искали весь день… Палатки, шатры, дым отовсюду, Наги Бабы, обсыпанные пеплом… | | | | Все достаточно приветливы | При входе в Акхару | Над тлеющим костром | Члены Акхары | | | | | Медитация в дыму | Так и живут... | Француз и итальянец готовятся в саньяси | Байк Баба любезно подвёз нас до дороги | Нага Баба – это значит голый отец. Это – аскет, солдат религии. Это означает, что у него ничего нет. Кроме пепла. Что он ничего не держит для себя, что он принимает только то, что даёт ему Господь, – рассказывает Ранганатх. – Наги Бабы поклоняются Шиве, т.к. Шива считается верховным всевышнем Богом, который может разорвать этот порочный круг мирской суеты – цикл сансары, как называют буддисты, или колесо сансары, как неправильно переводят буддийские трактаты… Это, на самом деле, не колесо сансары, а замкнутый круг сансары – умер, родился, снова родился, снова умер. Или: сначала счастье, потом несчастье. Если не будет несчастья, то вы не поймёте, что уже счастье началось… Ведь, счастье – это, когда становится легче после несчастья. А несчастье – это, когда становится хуже после счастья. Одно без другого не может существовать в этом смертном мире. В этом и есть проблема. Вы никогда не можете быть счастливым в этом мире, вы обязательно половину жизни должны испытывать несчастье. Это называется законом природы, законом кармы. И эти законы заставляют нас находится в этом непрекращающемся цикле рождения и смерти, счастья и несчастья, радости и печали. А мудрые люди понимают, что это неестественное состояние нашей души, что истинная природа нашей души находится в состоянии счастья. Чтоб достичь этого постоянного состояния счастья, нужно вырваться из порочного цикла сансары. То есть, сансара – это этот мир человеческих взаимоотношений, физических законов природы, всё это воплощение Господа, там, где мы живём. Пилот Баба Джи – тоже Нага Баба, поэтому он любит надевать просторные одежды. Но это не значит, что он должен быть голым постоянно. То есть, Нага Баба – это человек, который отдал Господу всё и положился полностью на Господа. У него нет ни работы, ни семьи, ни друзей, ни врагов. У него есть только Гуру-люди и Гуру-братья – так рассказывает Ранганатх Джи. В общем, пофотографировали, поснимали, посидели в гостях в большом шатре, попили чай-кофе, пообщались. Симпатичные европейцы, два француза и итальянец, рассказали свои истории; они тоже готовятся стать саньяси. Покурили «трубку мира». Как добрались обратно до кемпа – плохо помню) Ещё одна Акхара В один из дней Ранганатх и Эдуард Михайлович организовали нам знакомство сразу с несколькими интересными святыми местами и церемониями. Куда проходить на территорию простым смертным, тем более женщинам, не положено. Иногда с большим трудом получали одобрение на съёмку. Сначала мы побывали ещё в одной Акхаре. Можно было наблюдать интересные действа около каждого шатра: изгибающиеся йоги в позах, непосильных даже самым выдающимся гимнастам; аскеты, протыкающие себе разные места тела; известные гуру – тоже Наги Бабы. Нас приглашали в гости, угощали местным кофе. Эдуард Михайлович у некоторых брал интервью. Впечатлил Амар Бхарти, который держит руку поднятой 32 года. Он просто отдал эту руку Господу. Перестал обращать внимание на счастье для своего тела и ума, но посвятил себя только познанию Господа, - поясняет Эдуард Михайлович. | | | | Режиссёр в работе | Так я и не поняла, зачем он это делает... | Амар Бхарти поднял руку 32 года назад | Вот так | Баньян – мировое дерево желаний После приехали к огромному дереву Баньяну, которое, будучи по поверью святым, ещё и расположено на священной территории храма. Сразу перед входом стоит монумент, где Шива держит на руках свою жену Сати, которая сожгла себя в знак своей преданности мужу. К дереву стремилась вереница людей, чтоб на свисающих «сталактитах» завязать верёвочку во имя исполнения своего заветного и светлого желания. | | | | Шива держит на руках свою жену Сати | Режиссёр с оператором в идиллии | Денис думает над желанием | Узелок по-крепче | На вопрос, как это работает, Ранганатх дал следующие пояснения: «Наша душа – это искорка Божия, часть Бога. А Бог – неделим. В этой маленькой части Божией находятся все силы Божеские. А весь этот мир создан именно Богом. Соответственно, внутри нашей души заложена возможность создания и разрушения этого мира. Мало того, наша душа каждое мгновение создаёт и разрушает этот мир. Что значит перемена мира – смерть старого состояния и рождение нового. Вот, наша душа и занимается созданием этого мира через ум. Если ум хорошо настроен, то тогда этот мир – хороший, если ум плохо настроен – то мир плохой. Причина хорошей или плохой жизни находится только внутри нашего ума, больше ни в чём: ни в нашей бедности, ни в болезнях, ни в богатствах…, а только в нашем настрое. К примеру, есть миллионы богатых людей, но они очень жадные, и такое ощущение, что у них нет денег. Они не богатые, у них просто много денег, но они всё равно бедные. А есть люди, у которых есть только сто рупий в кармане, и в любой момент этот человек может выложить эти деньги, чтоб помочь нуждающемуся. И он не волнуется, что у него больше не будет этих сто рупий. Будет. Когда понадобится – придут деньги. И этого человека можно назвать богатым. То есть, если ум настроен правильно, то всё правильно и наоборот. А как научиться создавать правильный ум – это большая наука. И одним из способов – завязывание верёвочек с намерением исполнения светлого желания. Для этого создаются специальные места, которые и изначально были непростыми, но, благодаря тому, что к ним ещё и относятся специальным образом, то эти места становятся ещё более специальными или святыми. Так же как церковь – если в неё ходит много народу молиться, то она становится намоленной. Она и сначала была церковью, то есть не простым местом, но её ещё люди намолили и усилили влияние этой церкви». | | | | Теперь ещё раз нужно подумать о самом светлом своём желании | Аналогичное исполнение ритуала | Это уже другое дерево, на которое нам с | Юлией разрешили забраться | Санскара Благодаря Ранганатху, нам посчастливилось заснять Санскару, то, что в Христианстве называется постригом в монахи. Тот, кто решил отречься от мирской жизни и посвятить себя только служению Богу, сначала подготавливает свой ум, настрой ума. Они долго живут рядом с Гуру, делают Севу (служение) и уже с благословления своего Гуру, как сдавшие экзамен, проходят церемонию пострига в саньяси. Редко, но бывает так, что саньяси возвращается к мирской жизни и даже заводит семью. Но, как правило, жить в миру он уже не может и становится потерянным для обоих миров. Пока после долгих поисков и духовных скитаний не находит, всё же, своё пристанище. Символика Принадлежность к вере у индусов читается по нанесённым знакам на лбу. Отличий много, но, если коротко, то те, кто поклоняется Шиве Джи, наносят полоски горизонтально, те, кто Вишну Джи – вертикально. Но никто не обращает внимание на эти расхождения, так как все в Индии знают, что Господь един. Вот так красиво Ранганатх раскрывает вопрос совместимости миллиона Богов и единства веры: «Самая главная замечательная вещь в Индии – люди поклоняются Всевышнему непроявленному, у которого нет не имени, ни формы. Но потом Всевышний проявляется разными способами: иногда он принимает форму Шивы Джи, иногда – Вишну Джи, иногда – Будды, иногда он принимает форму Иисуса Христа, иногда – Магомета, иногда – форму святого человека. Всевышний создаёт всё. И любовь, и ненависть тоже придумана Всевышним. Но самое чистое и верхнее состояние Всевышнего – это состояние непроявленного Божественного бытия. И оно находится параллельно вместе с проявленным. Это так же, как и в молоке находится масло, его не видно, но оно там есть. И мы можем вытащить это масло из молока. И тогда это будет чистое масло. И это чистое масло – это наша душа. Существует тысяча разных способов, как сделать из молока масло. У кого-то молоко коровье, у кого-то – козье, кто-то любит петь и плясать, кто-то любит сидеть и молчать. Тот, кто любит петь и плясать – они выбирают Шари Кришну, потому что Шари Кришна учил петь и плясать. А кто любит сидеть и молчать – выбирают Глотан Будду. Потому что Глотан Будда учил не плясать, а сидеть и молчать: он сидел и молчал и реализовал это масло возле себя, вспахал или взбил свою природу, отделил от неё всю гадость и, в конце концов, осталась только Божественная сущность. Эти люди ищут одно: масло внутри себя, они ищут эту душу, Бога внутри себя. Но они идут разными путями: кто-то пляшет и танцует, кто-то медитирует, кто-то служит Гуру 24 часа в сутки, кто-то служит людям: кормит по 10 тысяч человек в день. Истинная природа – это счастье. А несчастье – всего лишь придумано нашим умом. Ум – это инструмент. Чтоб понять это, чтоб научиться отделять себя от ума, чтоб научиться жить в своей Божественной душе, нужно проходить много разных духовных практик. В зависимости от этих практик, человек начинает выглядеть по-другому, думать по-другому, говорить по-другому. Но цель одна – познать Господа. Так вот, счастье в Индии в том, что человек, который любит петь и плясать, никогда не ругает и не осуждает человека, который любит сидеть и молчать. А медитирующие люди никогда не обзывают дураками кришнаитов, которые пляшут и поют. Все понимают, что у каждого свой характер, свои способности и предпочтения. И, благодаря этому, каждый выбирает свой путь к Господу. В Индии 333 миллиона воплощений Бога. Но Господь один, так же, как гора Эверест – верхушка одна, но путей добраться до этой верхушки – миллионы. Сколько душ, столько и путей». Вообще, символика в Индии имеет большое значение. К примеру, линии свастики так расположены, что волшебным образом влияют на тонкие миры, в результате чего благополучие увеличивается, дела совершаются легче. Поэтому фашисты использовали этот знак, чтобы победить, завоевать весь мир, рассказывает Ранганатх Джи. Вообще, его слушать одно удовольствие... Прощание с Харидваром Уезжали из Харидвара на поезде. Каждый думал о том, что обязательно приедет ещё. И об этом странном возникшем ощущении любви ко всем и к каждому... Проважало нас много человек. Даже управляющий менеджер нашего отеля Горав, который, отказавшись от какого-либо вознаграждения, возил нас по городу на своём мотоцикле и содействовал разрешению разных вопросов, чуть не пролил скупую слезу. | | | | Наш друг и помощник, управляющий отеля | С грустью прощаемся с Харидваром | Обязательно вернусь! | Тоже проникся! | В Дели нас встретил Сергей Николаевич и отвёз в посольство к послу РФ в Индии Александру Михайловичу Кадакину, где мы и провели оставшиеся в Индии сутки. Не думала, что послы такие милые и гостеприимные ). После интервью Александр Михайлович попросил общее фото на память. Ну, и у нас оставался ещё целый вечер, чтоб погулять по огромной и красивой территории посольства с ручными павлинами и, наконец, впервые за время поездки отдохнуть. ...По окончанию фестиваля все палатки, кэмпы, городки будут демонтированы, а садху разъедутся. Очень многие садху и гуру не имеют постоянного места жительства; больше трёх дней не живут на одном месте. К примеру, у Пилота Баба Джи есть 20 ашрамов, но до сегодняшнего дня он больше четырёх дней не жил ни в одном месте, будь то Америка или Индия, или Россия. Он может провести в России 25 дней, но больше пяти дней нигде не задержится. Ранганатх Джи старается держаться одного места – уже 9 лет живёт в горах. На мой вопрос, счастлив ли он, ответ был такой: «Я не хочу счастья. Я хочу истины. Здесь говорят, истинное счастье только после того, как познаешь истину. Я не хочу платить несчастьем за то счастье, которое испытываю. Мне хочется вырваться из этого замкнутого цикла сансары. Я не хочу счастья. Я хочу Блаженства». P.S. Все чудеса, увиденные в Индии, осветить не имею ни этического, ни юридического права. Полная версия будет в 50-ти минутном документальном фильме. Кроме того, очень много было интересного и волшебного, просто, прошедшего мимо меня. Курить я не бросила. Видимо, в силу своего характера. Поэтому этот эпизод с бросанием курения решено было убрать из фильма. Но волшебство было в другом. Ни в летающих и недышыщих садху. А во всём, что окружало и что происходило. Это уже и сумел раскрыть и объяснить в своём фильме Эдуард Михайлович с помощью верных помощников и высококлассных профессионалов - съёмочой группы 1-ого канала. Фильм выйдет 20 марта 2011 года. Ссылки по теме: заметка об Индии в блоге Евгения Жижикина |