Ни для кого не секрет, что прошедший уже почти 2010 год ознаменовался повальным ростом интереса к внутренним коммуникациям и корпоративной прессе. Как только прошел посткризисный синдром сокращения бюджетов, так сразу обжегшееся на «загадочном» поведении персонала (то зарплату просят, то увольняться не хотят...) руководство озаботилось немедленным приведением в порядок взаимоотношений с персоналом.
В первых рядах «борьбы за повышение производительности труда» встали корпоративные порталы и корпоративные печатные издания. Количество проектов внутренних изданий, выставленных на открытые и закрытые тендеры весной 2010 года, превзошло все ожидания – более 50 тендеров за два месяца! Такого рынок еще не видел. Специализированные издательства праздновали победу, рапортовали на съездах о росте сознательности компаний и демонстрировали первые пилотные номера с громкими именами на обложках. Автор этой статьи занимался тем же самым – в большинстве тендеров стояли такие прекрасные слова, такие отчетливые задачи, нас мотивировали творить и обещали достойную оплату.
Прошло полгода. Изменился климат, сменился мэр, прошла золотая оттепель осени, богатая солнцем, теплом и грибами... Что мы имеем теперь?
Теперь мы имеем все признаки рецидива старой-престарой болезни под названием «В футболе и дизайне разбираются все...» Только теперь к этим словам можно смело добавлять «и в корпоративной прессе».
Возможно, руководители предприятий слишком буквально восприняли слова издателей о том, что «печатное издание – ближайший заменитель личного общения с руководством» и теперь воспринимают газеты и журналы как нечто личное и непосредственно к ним относящееся? Иначе чем объяснить эти безумные переделки обложки по 15–20 раз (я не преувеличиваю!), согласование текстов по 10–15 дней, неожиданные замены материалов в уже ушедшем в печать номере?.. Как все понимают, конкретных компаний я называть не могу.
Не помогают согласованные гайдлайны и рубрикаторы, не помогают аргументы и прямые вопросы, не помогают объяснения и жесткие переговоры... Нет, ручное управление и только оно!
Бедные, бедные Главные редакторы! Они не спят ночами. Они мотают нервы нам – издателям, тщетно пытаясь объяснить то, что не поддается объяснению. Они выслушивают критику всех участников процесса – от департамента персонала до генерального директора лично – и кругом виноваты, и вечно не успевают, и авторов в регионах нет, и бюджет все меньше и меньше... «Переделать! Переделать!» – звучит крик по всему рынку – «Дайте два варианта, нет, еще два! Дорисуйте солнце, нет луну, нет тучи, нет горизонт, и все на золотом фоне в виде сумки с браслетами в новогоднем оформлении и вчера и с портретом Генерального, и не важно, что у вас его нет...»
Не поймите меня неправильно, я вовсе не хочу сказать, что издатели ангелы или что они все знают лучше, чем заказчик. Конечно, нет! И, более того, должен признаться, что есть заказчики, которые бескомпромиссно добиваются необходимого им качества, вступая с нами в довольно жесткие переговоры. И – именно этих заказчиков мы любим и ценим особо – они помогают не только своему бизнесу, делая эффективную прессу, но и нашему – повышая наш уровень, помогая понять какие-то новые нюансы в текстах, подачах материала... Но! Эти люди знают, чего они хотят! И способны (пусть и не с первого раза) объяснить, чем они недовольны и что именно требуется изменить. А я сейчас – как раз об обратной ситуации!
Уважаемые господа Генеральные директора компаний! Мы ни на мгновение не сомневаемся, что в своем бизнесе все вы – лучшие, наиболее опытные, харизматичные и эффективные лидеры! Что, к сожалению, не делает вас специалистами в дизайне, редактуре и издательском деле вообще. Посему не стоит пытаться непосредственно вмешиваться в процесс создания своих изданий. Мы понимаем, что вам хочется, чтобы ваше издание вам нравилось. И вы имеете на это право! Но. В первую очередь оно должно нравиться тем, для кого оно предназначено – сотрудникам, клиентам, партнерам... А у них, как это ни печально, могут быть совсем другие взгляды.
Кроме того, не стоит привлекать к процессу согласования ВСЕХ руководителей подразделений, упомянутых в номере. Знаете, почему? Потому, что ЧЕМ МЕНЬШЕ людей участвуют в принятии решения, тем БЫСТРЕЕ и ЭФФЕКТИВНЕЕ это решение будет. Чем больше согласований проходит текст или, скажем, дизайн – тем более СЕРЫМ и СКУЧНЫМ он окажется. Не надо бояться того, что КОМУ-ТО что-то не понравится, потому что в противном случае это не понравится НИКОМУ.
И еще. Не меняйте наскоро решений. Особенно – долгосрочных. Лучше совершить ошибку в тактике, чем, меняя ее десять раз на неделе, потерять стратегию. А потом удивляться – почему в результате все не так, как мы ожидали?
Евгений Григорьев