Мал да удал
Реклама в прессе в 1 пол. 2012 г. показала небольшой прирост
|
Александр Ефремов эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
|
|
|
|
Рынок рекламы в центральной прессе в 1 полугодии 2012 г. не продемонстрировал заметной положительной динамики. В 1 кв. 2012 г. наблюдалось небольшое сокращение объема рынка по отношению к 2011 г., во 2 кв. – незначительный рост. По результатам полугодия прирост составил всего 1%. При этом журналы показали сопоставимую с рынком динамику (+1% к доходам от рекламы), рекламные издания потеряли 21%, а газеты приросли на 17% (см. Таблицы 1 и 2, а также Диаграмму 1).
|
|
Таблица 1 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-июнь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Таблица 2 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-июнь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Диаграмма 1 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-июнь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Различия в динамике различных типов изданий приводят к изменению их долей на рынке прессе (см. Диаграмму 2). В первую очередь, резко сокращается доля рекламных изданий. В регионах этот процесс еще не начался, и там они опережают журналы по темпу прироста дохода, сохраняя свою долю на рынке.
Диаграмма 2 Доли по доходам от рекламы изданий центральной прессы за январь-июнь 2011-2012 гг., %
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Среди журналов высокие показатели прироста доходов лишь у ниши «Бортовые журналы» (43%). Относительно благополучная ситуация по журнальным нишам «Автомобильные» (15%), «Деловые и общественно-политические журналы» (7%), «Интерьер, загородный дом» (14%), «Кроссворды и развлекательные» (38%), «Познавательные» (12%), «Туризм и путешествия» (21%) и «Гастрономические» (16%). Основные газетные ниши показали прирост 10-20%. Во всех остальных случаях зафиксирована либо стагнация, либо сокращение доходов от рекламы (см. Таблицу 3).
Таблица 3 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-июнь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Ниша
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Женские журналы
|
3 342
|
3 197
|
-4%
|
ТВ-гиды
|
1 457
|
1 488
|
+2%
|
Ежедневные газеты (Кач.)
|
1 163
|
1 401
|
+20%
|
Еженедельные газеты (Масс.)
|
1 221
|
1 390
|
+14%
|
Мужские журналы
|
819
|
786
|
-4%
|
Автомобильные
|
647
|
741
|
+15%
|
Деловые и общ.-полит. журналы
|
690
|
738
|
+7%
|
Кино и знаменитости
|
656
|
673
|
+3%
|
Трудоустройство
|
621
|
599
|
-4%
|
Бесплатные издания
|
569
|
574
|
+1%
|
Интерьер, загородный дом
|
474
|
539
|
+14%
|
Ежедневные газеты (Масс.)
|
418
|
461
|
+10%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
544
|
442
|
-19%
|
Бортовые журналы
|
240
|
343
|
+43%
|
Автомобильные (рекламные)
|
480
|
314
|
-34%
|
Бесплатных объявлений
|
410
|
278
|
-32%
|
Путеводители по развлечениям
|
311
|
270
|
-13%
|
Семья, уход за ребенком
|
234
|
211
|
-10%
|
Познавательные
|
179
|
202
|
+12%
|
Туризм и путешествия
|
125
|
151
|
+21%
|
B2B
|
159
|
147
|
-8%
|
Компьютерные
|
127
|
129
|
+2%
|
Здоровый образ жизни
|
145
|
128
|
-12%
|
Молодежные
|
121
|
118
|
-3%
|
Гастрономические
|
93
|
108
|
+16%
|
Еженедельные газеты (Кач.)
|
98
|
98
|
0%
|
Электронная техника
|
91
|
77
|
-15%
|
Кроссворды и развлекательные
|
32
|
45
|
+38%
|
Садоводство, цветоводство
|
28
|
24
|
-17%
|
ВСЕГО:
|
15 496
|
15 670
|
+1.1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Основные показатели динамики бюджетов товарных категорий, которые необходимо упомянуть, - продолжающийся спад по категории «Парфюмерия и косметика», а также усиливающаяся отрицательная динамика у «СМИ и спецмероприятий» (в 1 кв. - 7%, в 1 полугодии – 16%).Остальные участники ТОП-10 в среднем выросли на 15%. Многие менее значимые категории, напротив, резко сократили свои бюджеты. В наибольшей степени – «Детские товары» (-30%), «Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника» (-31%), «Торговые организации» (-28%), «Услуги сотовой связи» (-43%), «Бытовая химия» (-50%) (см. Таблицу 4).
Таблица 4 Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе за январь-июнь 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Товарная категория
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
1 610
|
1 847
|
+15%
|
Автомобили и аксессуары
|
1 567
|
1 791
|
+14%
|
Парфюмерия и косметика
|
1 821
|
1 577
|
-13%
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
1 208
|
1 393
|
+15%
|
Часы и ювелирные изделия
|
646
|
740
|
+15%
|
Финансовые и страховые услуги
|
581
|
723
|
+24%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
588
|
707
|
+20%
|
Мебель и предметы интерьера
|
380
|
429
|
+13%
|
Недвижимость
|
340
|
417
|
+22%
|
СМИ и спецмероприятия
|
483
|
405
|
-16%
|
Продукты питания и напитки
|
421
|
402
|
-5%
|
Табачные изделия
|
430
|
382
|
-11%
|
Строительные товары и услуги
|
320
|
360
|
+13%
|
Бытовая техника
|
288
|
286
|
-1%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
313
|
262
|
-16%
|
Детские товары
|
246
|
171
|
-30%
|
Туризм и отдых
|
165
|
163
|
-1%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
205
|
142
|
-31%
|
Торговые организации
|
179
|
129
|
-28%
|
Спортивные товары
|
72
|
96
|
+33%
|
Мобильные телефоны
|
108
|
93
|
-14%
|
Услуги сотовой связи
|
130
|
75
|
-43%
|
Бытовая химия
|
86
|
43
|
-50%
|
Социальная реклама
|
15
|
14
|
-10%
|
Политическая реклама
|
1
|
10
|
+807%
|
Другое
|
978
|
1 007
|
+3%
|
Classified
|
2 311
|
2 006
|
-13%
|
ВСЕГО:
|
15 496
|
15 670
|
+1.1%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Рекламодатели Procter & Gamble и L’Oreal существенно сократили бюджеты в печатных СМИ, однако в целом топовая «двадцатка» показала прирост 11%, что, в конечном счете, и обеспечило всей прессе небольшую положительную динамику (1,1%), поскольку рекламодатели за пределами ТОП-20 в совокупности продемонстрировали снижение на 1,1%. Доля «двадцатки» прекратила снижаться и увеличилась с 19% до 20% (см. Диаграмму 3). Необходимо отметить, что рост доли ТОП-20 – это многолетний тренд, который нарушался только в отдельные периоды 2011 г., когда несколько крупнейших рекламодателей резко сократили свои бюджеты. Тем не менее, в конечном итоге ТОП-20 несколько обогнал по темпам прироста бюджетов остальных участников рынка и по результатам 2011 г.
Диаграмма 3 Доля ТОП-20 рекламодателей в центральной прессе за январь-июнь 2011-2012 гг., %
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
В общем ситуацию на рынке центральной прессы можно пока охарактеризовать как стабильную, поскольку большинство ведущих товарных категорий наращивает на 10-20% свои рекламные бюджеты, а костяк прессы – ежемесячные журналы – пока сохраняет пусть небольшую, но положительную динамику доходов.
24.08.2012
|