Наша Маша
Февраль
– Давай хотя бы местами поменяемся, – сказала Маша. – А то в этом кресле я как пациент…
Мы сидим в «Республике», в кофейне на втором этаже. А на первом продается моя книжка, обложку для которой художница Мария Румянцева рисовала под чутким руководством дизайнера Ильи Брябрина. Он должен вот-вот прибыть и поддержать разговор в качестве группы поддержки: для Маши это первое интервью. Она волнуется и пьет минералку из красивого стройного стакана. Ее смущает мой диктофон. Она стесняется любопытных взглядов и модного розового кресла, с которого перепархивает на банкетку.
– Все равно мне не избежать упреков, что я «опять пиарю своих», поэтому готовься, Маша, что и тебе за компанию достанется на орехи... Я бы мог, конечно, попросить коллегу Богатко, чтоб она посвятила тебе выпуск своей колонки New (art) Generation, но зачем все эти китайские танцы, если я и сам веду колонку и могу пообщаться со «своей» художницей?
– А, кстати, Логвин отправил ей мои картинки. Меня поставили в очередь.
– Считай, твоя очередь подошла. Скажи как художник художнику: почему на картинке шнур микрофона ушел куда-то за кулисы, в космос, а не присоединен к магнитофону?
– Рисунок много раз переделывали. Илюха требовал новых вариантов: «А давай попробуем вот так...» Я уже начинала плакать в телефонную трубку. Так он, чтобы успокоить меня, присылал по мейлу собачек.
– Каких еще собачек?!
– Смешных... Микрофон – не самое главное. Самое смешное – это на задней обложке мы нанесли удар ниже пояса глобализму: у нас там молния нарисована, которая бьет в штрих-код.
– Детский сад... Теперь-то я понимаю, почему Илья так настаивал на этой странной молнии… Обложка для «Креативной кухни» – твой первый книжный опыт?
– Нет. До этого для «АСТ» сделала несколько обложек. Для бульварной литературы. Какие-то женские романы, «журнал Cosmo рекомендует». Только быстро перестала – неинтересно.
– Говорят, ты работаешь художником в журнале «Хулиган». С каким же образованием берут в издание с таким названием?
– Вообще я училась на музеолога в РГГУ.
– Музи… кто?
– Специалист по музеям. А специализация у меня была реставрация станковой и темперной живописи. Я работала в запасниках Исторического музея, а потом – в Институте реставрации. Еще я занималась в Текстильном институте костюмом. Я это все люблю.
– Как бы ты определила свой стиль?
– Я график. Работаю линией и пятном, использую минимум цветов. С цветами у меня сложные отношения, получается каша живописная. Один преподаватель сказал: «Представляю, что у тебя в голове…» Ну, типа у меня полная каша в голове... Чем рисунок чище, тем мне комфортнее. Потрясение и радость можно вызвать простыми средствами, условно говоря, тремя геометрическими фигурами.
– Ты работала для рекламы?
– Да, по заказу BBDO делала постер для «Сникерса». Из рваных фантиков. Это было принято и запущено. Они привезли рулон фантиков, и я его рвала, фотографировала, сканировала, клеила.
– Ну и как, нравится заниматься «искусством на службе у бизнеса»?
– В рекламе мне интереснее, чем просто быть иллюстратором. Мне нравится работать в команде с арт-директором или с дизайнером. Еще рекламные развороты мне дают иногда делать. Ювелирку, например.
– Кстати, тебе свойственна рекламозависимость? Ролики и перетяжки влияют на решение о покупке?
– Все, что я беру в руки, должно быть либо нужным мне и интересным, либо комфортным для глаз и ладоней. Я дико привередливая! Я даже не ем то, что мне кажется некрасивым. Допустим, какие-нибудь вишенки, вроде бы без консервантов, натуральный продукт, но они в такой убогой упаковке, что я сразу говорю: «Я это есть не буду».
– Иногда от актеров приходится слышать, что они не ходят на спектакли своих коллег и вообще в театрах не бывают, а ты следишь за работой других дизайнеров?
– Конечно. За всеми, кто у нас светится – Чайка, Логвин... За японцами слежу. Скандинавы мне нравятся, исландцы, ирландцы – сидят себе тихонечко, примерзшие, и делают совершенно сумасшедшие работы. Но больше всего мне нравятся старые работы. Раньше любила то, что резал из бумаги старенький Матисс. Сейчас подсела на Средневековье.
– Ты озабочена своей карьерой, раскруткой, промоушеном?
– Да как тебе сказать… Иллюстраторский рынок переполнен колоссально! Вот сейчас сделали новый сайт, который представляет иллюстраторов. Так они там за месяц набрали двести человек, при том их еще фильтровали! Я нацелена на командную работу. Карьера? Если честно, я ужасно хочу уехать в Германию, в Берлин. Я сейчас как на съемной квартире живу, такое вот ощущение. Как можно развиваться у нас в Москве, если каждый день видишь вокруг не по-человечески сделанное? Дерьма полно везде, но там средний уровень дизайна серьезнее, лучше.
– Ты эмоционально реагируешь на чужие работы?
– То, что вызывает у меня абсолютные восторги, чаще всего сделано дико взрослыми людьми, японскими старичками, к примеру. Ну какая к ним может быть ревность? Катарсис! Икона!
– А, скажем, известному московскому дизайнеру Протею Темену не завидуешь?
– Я считываю его пластику. Там все крепко, все хорошо, интересно, иногда смешно. Но так, чтобы – «вау!»… Нет, от его работ у меня не происходит переход из жидкого состояния в газообразное!.. Меня редко кто торкает из ровесников или современников. Ты же ведь совсем про сильные чувства спрашиваешь, да?
– Почему твои коллеги так не любят самого востребованного иллюстратора России Андрея Бондаренко?
– Не знаю…
– А как ты сама к нему относишься?
– А я не понимаю, как к нему относиться!.. У тебя в книжке по поводу Бондаренко резко высказывается издатель Гамолин, а Логвин ему отвечает, что на нашем рынке хорошая компиляция важнее самостоятельной, но плохой работы. У Бондаренко есть чувство ритма и композиции. Нормально сделанные книжки. По-моему, он просто из визуального мусора собирает паззлы. Помню, он пришел на последнюю «Золотую пчелу», у него там лекция была, и сказал: «Я вам свои книжки показывать не буду. Если зайдете в книжный магазин, то там все книжки – мои».
…Тут появился Илья Брябрин…
– Илья, почему ты именно Машу пригласил в наш проект?
Илья: Нужна была брутальная иллюстрация. А Маша – многоплановый художник. Она меня понимает. Однажды я ей сформулировал задачу так: «Нарисуй волосато!» И она нарисовала.
Маша: Илья, какой у меня стиль?
Илья: А почему вы хотите все облечь в слова?
Маша: Чтобы заказчик мог понять… Заказчик часто не понимает, чего он хочет. И уровень визуальной культуры у него бывает низкий.
Илья: Заказчик должен говорить так: «Нарисуйте мне, Маша, весело!» И этого достаточно.
– Ты оптимистка?
Маша: Конечно! Для меня, как для художника, главное – чтобы было смешно.
Илья: Да у тебя половина картинок – могилы, кресты, скелеты, черви…
Маша: Ну что ты врешь? Мне все говорят, что мои работы абсолютно позитивные.
– Ты много рисуешь?
Маша: Да…
Илья: Она слишком много рисует! Я ей каждый день говорю: лучше бы почаще головой думать. Маша, говорю, сфокусируйся на чем-нибудь. А то нет поступательного движения, такого, чтоб срывало всем крышу. И еще ей нужно сохранять свои работы, а она их либо выкидывает, либо вообще непонятно куда девает...
Маша: Иногда я их дарю. Вот так он меня доводит до слез. А потом собачек смешных присылает… Успокаивает…
Илья: А ты ведь, наверное, не сказала про молнию?
Маша: Сказала.
– А вы антиглобалисты, что ли?
Илья и Маша: Ну, конечно!
Маша: Урбанизация поглощает цивилизацию.
Илья: Нужно быть полным антиглобалистом. Самое главное – быть «не как все». И делать что-то индивидуальное. Даже если на первом этапе ты будешь хуже всех.
Маша: Главное – по-честному все делать.
Илья: Да-да, выворачиваться наизнанку...
P.S. С Машей Румянцевой и Ильей Брябриным москвичи и гости столицы смогут пообщаться лично, если сегодня, 13 февраля, придут на презентацию книги «Креативная кухня». День рождения книги с участием ее многочисленных героев будет отмечаться в «Клубе на Брестской» (2-я Брестская, 6, вход со стороны 1-й Брестской).
|