|
Вместо предисловия.
Профессия копирайтер: бейджик или ксерокс?
Необходимость создания этой рубрики окончательно утвердилась в моем сознании после просмотра программы "Москва. Инструкция по применению", посвященной профессии копирайтера. Оно конечно понятно, что и время эфирное дорогое, и информацию нужно собрать в достаточно сжатые сроки, но все же, уж очень однобоко была представлена наша профессия, да и инструкция по применению копирайтера тоже была явно урезана.
Если верить симпатичным и бойким девушкам в красных косынках, копирайтер - это составитель слоганов, рекламных сценариев и… пожалуй что все. При этом заметьте, что это еще достаточно профессиональный взгляд представителей смежной профессии - журналистов-телевизионщиков.
Есть на наш счет и другие "профессиональные" мнения, которые нам удалось выявить, опросив несколько сотен посетителей одной из специализированных рекламных выставок. Важно заметить, что основная масса посетителей, если не брать в расчет дедушек и бабушек, охотящихся за конфетами, имела непосредственное отношение к миру рекламы и PR. Это - и руководители отделов маркетинга крупных компаний, и менеджеры по рекламе, и дизайнеры. Так вот, мнения о том, кто такой копирайтер в профессиональной среде сильно разделились. От вразумительных "специалист по грамотному и вкусному написанию рекламных текстов", "работник слова" и "главный идеолог в рекламе" до настоящих нетленок, вроде "изготовитель слов", "человек по тиражированию" и "что-то между ксероксом и бейджиком". Оно и понятно, ведь назвали же компанию, которая занимается ремонтом принтеров и заправкой картриджей звучным словом "Копирайтер"… Были и явно сочувственные высказывания к этой непонятной, но притягательной профессии, например "тот, кто пишет не по собственной воле" или "графоман"…
Восстановим справедливость.
Итак, кто такой этот самый копирайтер, и что входит в сферу его компетенции? Прежде всего, еще раз подчеркнем, что название профессии никак не связано с авторским правом (copyright). Copy - это "материал для статьи, текст рекламного ролика, объявления", write - писать. Именно поэтому, "пишущий рекламные тексты" - это copywriter. Сегодняшние копирайтеры - это люди с филологическим, журналистским, иногда психологическим образованием, имеющие большой опыт работы в области рекламы и связей с общественностью, с прекрасным знанием современного рынка и особенностями проведения рекламных и информационных кампаний.
Разобравшись с определением и вздохнув свободнее (хоть что-то прояснилось), помолясь, приступим собственно к области деятельности копирайтера. Здесь необходимо провести некоторое разделение.
Так, например, совершенно отдельное направление - это копирайт-сопровождение PR и информационных кампаний, в которое входит:
- Составление пресс-пакета для журналистов (пресс-релизов, информационных справок, базовых статей, презентаций);
- Написание PR-материалов для размещения в СМИ;
- Разработка и написание контентов для сайтов;
- Подготовка к печати информационных бюллетеней (Newsletters), буклетов и брошюр;
- Издание внутрикорпоративных материалов - газет, журналов и т.д.;
- Спичрайт - составление тезисов выступлений, речей и официальных писем руководителей.
- Проведение эксклюзивных интервью, ведение рубрик в изданиях и многое другое.
Рекламная журналистика представляет как раз тот самый "до слез знакомый образ" автора рекламных слоганов, листовок, сценариев роликов, рекламных модулей и статей.
Немного обособлено стоят написание поздравительных адресов (проза и стихи) и рерайт - переписывание текста заказчика, не отклоняясь от содержания.
И это еще не все.
Отдельно хочется добавить, что копирайтер должен хорошо ориентироваться в смежных областях рекламы. Невозможно придумать хороший рекламный слоган в отрыве от дизайна или написать статью для размещения "от редакции", не зная стилистики данного конкретного издания.
Перед началом любого проекта копирайтер проделывает колоссальную подготовительную работу: необходимо досконально изучить информационное поле определенного сектора рынка, хорошо представлять себе всех конкурентов заказчика и целевую аудиторию, т.е. потенциальных потребителей товара или услуги. Игнорирование данного этапа работ чревато полным крахом рекламной кампании для клиента и плохой репутацией для рекламного агентства.
Вы все еще думаете, что копирайтер это бейджик? Есть, конечно, соблазн воскликнуть: "Тогда мы идем к Вам!" Однако воздержусь, и чтобы не оказаться жертвой своей собственной профессии, скажу: до встречи в следующую среду!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совместный проект Sostav.ru и копирайт-бюро "Авторское дело", посвященный копирайтингу и рекламной журналистике. Проект является одновременно вводным интернет-курсом по копирайтингу и своеобразным ликбезом по словесным жанрам рекламного рынка.
Наша задача - помочь улучшить качество взаимодействия клиентов и рекламистов. Ведущая рубрики - Маргарита Рудакова, генеральный директор копирайт-бюро "Авторское дело".
|
|
|