|
«Золотая маска» глазами рекламистаСегодня состоится торжественное закрытие 19-го национального театрального фестиваля «Золотая маска». Станут известны имена лауреатов. Колумнист Sostav.ru Влад Васюхин предложил креативному директору агентства «Родная речь» Олегу Лапшину, с которым нередко пересекался на «масочных» спектаклях, обсудить предварительные итоги.
- Олег, «почетный гражданин кулис» – эту характеристику Онегина вполне можно отнести к тебе. Почему театр, а не другие искусства так тебя привлекают? - Нет, я и кино люблю, и гастрономическое искусство просто обожаю!.. Опера привлекает меня чисто эстетически – голоса и оркестр, могу и без актуализации легко обойтись, даже концертным исполнением. А вот драматический театр – отдельно. При том, что границы его сейчас очень расширились: есть спектакли всего с одной фразой, есть вовсе без слов… - В этом году под маркой «Легендарные спектакли и имена» из Швейцарии привезли «Вещь Штифтера» режиссера Хайнера Геббельса, где даже и актеров не было! - Видеопроекции и видеосьемка стала обычным делом, текст может играться, может читаться, может деконструироваться и т.д. и т.д. Театр для меня все равно остается про взаимоотношение «человек – человек» прямо здесь и сейчас. Не «человек – текст», «человек – статичное изображение картины», а именно «человек – человек». Что для меня самое важное – и в жизни, и в рекламе. И театр для меня уникален тем, что я могу в этом живом взаимодействии посмотреть на мир под новым углом, под которым я раньше его не видел, и обрести новые смыслы и дать душе новые импульсы, и обрести вертикаль. В этом отношении спектакли, которые базируются на парадигме постмодернизма или пост-постмодернизма, которые отменяют иерархию, которые утверждают, что смыслы закончились и веры быть не может, мне интересны гораздо меньше. И мое ближайшее окружение живет и думает совсем не так, и мне самому это ничего не дает. Спектакль должен давать работу уму и душе. - Ну а чисто профессионально театр служит для тебя источником вдохновения? - Да, это и для работы неоценимо – возвращает к тому, что реклама не про товар сейчас, а про человека, отношения, эмоции, любовь. - Что можешь сказать о рекламной кампании «Маски» этого года? О фирменном стиле, к которому, как я тут узнал из первых рук был причастен знаменитый московский фотограф Борис Бендиков. Кажется, ему гонорар выдали контрамарками – я его встречал на операх-балетах. - Мне нравится и фирменный стиль, и полиграфия, и информационное обеспечение, и особенно – удобный интернет-сайт и интернет-касса. Явный прогресс! - Как тебе нынешняя «Маска», 19-я по счету, по сравнению с предыдущими? - Учитывая, что пару последних лет я жил вне России, то с предыдущими фестивалями сравнить не могу. Но вспоминая пред-пред-предыдущие, считаю, что нынешний год был чуть слабее среднего. Но, по-моему, даже фестивальные отборщики об этом писали. Есть много замечательного, но не так много спектаклей, о которых думаешь еще и спустя три дня. - Есть замечательная вахтанговская «Пристань», которая, безусловно, событие и оправдывает всю программу. Кстати, сколько зрелищ ты успел посмотреть? - Да почти все, что не из Москвы, было представлено в опере, драме и эксперименте/новации. Конкурсную программу стараюсь смотреть всю. - Много ли разочарований? - Разочарования есть... Мне до сих пор непонятны критерии в номинации «Эксперимент/новация». Такое впечатление, что их нет вовсе! Да и никаких особых новаций ни в одном из пяти номинантов я в этой категории не увидел... - «Талант – единственная новость, которая всегда нова»! - Театр становится все больше и больше режиссерским. Наверное, так и должно быть, но мне не хватает ярких актерских работ. Не случайно в категории «лучшая мужская роль» конкуренции вообще фактически нет. - Ты считаешь, что ветеран Юрий Яковлев заведомо вне конкуренции?! Там как-то странно с числом номинантов – всего четыре, когда на «лучшую женскую роль» номинировали девять актрис... Так что же разочаровало? - Очень много спектаклей с «социальной» проблематикой и очень много мрачно смотрящих на мир. По мне – перебор. Мне кажется, что на «Маске» этого года сказалось то, что председателем отборщиков была критик Марина Давыдова. - А что понравилось? - Самое прекрасное происходило в опере. Два феерических спектакля – «Так поступают все женщины» и «Medea Material» из Перми и очень смешной и стильный «Граф Ори» из Екатеринбурга. Поющая актриса Надежда Кучер –просто открытие года. Кстати, разочаровала Мариинка. В драме большой формы без сюрпризов. Лидирует Москва – и прежде всего, ты прав, вахтанговская «Пристань». Из нового приятного – озорной питерский мюзикл «Ленька Пантелеев» и его звезда Илья Дель, у которого, наверняка, большое будущее. В драме малой формы было несколько любопытных постановок как раз с жесткой режиссурой, уходящей от театра «переживания» – «Антитела», «Путешествие Алисы в Швейцарию». Но для меня из нового выделился только «Август: графство Осейдж» новосибирского «Глобуса». - Я хотел именно с него уйти, да он шел без антракта, в малом зале – пришлось мучиться до конца… Часто ли ты уходишь посреди действия? - Я стараюсь не уходить, вдруг вторая половина окажется сильнее. Надежда умирает последней. - Важны ли для тебя результаты? За кого ты болеешь, если болеешь? - Конечно, важны. Это же соревнование, а не смотр. В любых играх всегда должен быть победитель. И, конечно же, я болею за своих фаворитов, даже буду писать в фейсбуке перед награждением свой прогноз. - Не боишься нажить врагов – ты же тоже приятельствуешь с актерами, режиссерами, критиками? - Принципиально то, что я пишу свое искреннее мнение, но я принципиально ни с кем не ругаюсь. Театр меньше жизни! |
|