|
Скажи мне, что ты пьешь...
Почему-то с уходом определенной эпохи, исчезают из магазинов и продукты, предназначенные
для поддержания жизнедеятельности в ней. Казалось бы, что тут сложного, делать
"Лесную ягоду", "Пломбир" за 48 копеек или пирожное "Картошка",
но почему-то получается по-другому. И как не подделывай этикетки, играя на ностальгических
чувствах граждан, содержимое обманывает. "Тархун" испортился, говорят
потребители, вспоминая случаи, связанные с процессом потребления чего-нибудь
"как в детстве".
Жители ГДР были тем, что ели именно они, и все съеденное и выпитое ими стало
частью их прошлого. Теперь они едят западную пищу, смотрят на мир по-новому.
Но с удовольствием достают старые бутылочки-упаковочки и делятся воспоминаниями:
Vita Cola была одним из любимейших напитков в ГДР с 1954 года. По местному
госту она попадала в "шипучие-лимонады-со-вкусом-травы-и-фруктов",
но пищевая лаборатория не согласилась с таким определением, и колу назвали просто
"освежающий-кофеиносодержащий-напиток-с-пятьюдесятью-миллиграммами-витамина-Ц".
На основании такой формулировки более двухсот производителей могли выпускать
этот кофеиносодержащий лимонад и не было в ГДР таких мест, где бы не производилась
своя "Вита-Кола". Поэтому существовало несметное количество видов
ее этикеток:
После падения стены культовый напиток исчез с прилавков магазинов и заработать
на былой любви к нему решились только в 1994 году. Рецепт был немного подкорректирован
в соответствии с тенденциями моды, - вместо "натуральных ароматов"
-- "натуральные экстракты цитрусовых фруктов". Но, говорят, вкус остался
прежний, с легкой цитрусовой нотой, что делает конкретно эту колу более освежающей,
чем все остальные.
В своей новейшей истории Vita-Cola попала на конвейер современных потребительских
исследовании, и была подредактирована не только внутренне, но и внешне. Стала
спонсором футбольного клуба Hansa Rostock и, по словам производителей, сделалась
"второй по любимости" колой во всех федеральных землях взятых вместе,
а в некоторых, так вообще - самой любимой.
Сегодня почти всю Vita-Cola делают в Шмалькальдене, соответственно и этикетка
унифицирована. Попробовать колу можно по-прежнему везде. Вот только восток бывшей
ФРГ до сих пор в бедственном положении без Vita-Cola. Впрочем, вряд ли он об этом
подозревает.
"Когда, если не сейчас"
Club Cola была вторым по распространенности сортом колы в ГДР:
Теперь ее делает некто Spreequell. Я лично не видела, чтобы Club Cola кто-то
пил.
В ГДР не было лечебных минеральных вод в нашем, советском, понимании. Все на
свете заменяла "Сельтерская". В пересохшие горла граждан ГДР она притекала
со всей страны. И, естественно, каждый производитель лепил на нее этикетки в
свое удовольствие. И только бело-голубая гамма оставалась всегда неизменной:
Сегодня вся "Сельтерская" в одних руках. Стала респектабельной и
дорогой. Вообще, вода в бутылках в Германии - предмет, скорее, имиджа. Дело
в том, что благодаря современной очистке, не менее вкусная и безвредная, она
легко добывается из обыкновенного кухонного крана.
Лимонадов в ГДР было огромное количество. Наверное, потому, что "лимонадом"
можно назвать все, что угодно:
И еще несколько культовых застольных газировок:
Пока дети собирали этикетки от лимонадов, взрослые выпивали. В частности, вина.
По какой-то смешной иронии, советские войска оккупировали германские территории,
на которых традиционно не выращивался виноград. В ГДР попала только небольшая
область винодельческих территорий - вина из немецкого Рейнгессена встречались
в магазинах не каждый день.
Выхода было два - покупать вина в больших количествах у социалистических соседей...
...или делать из "невиноградных" подручных фруктов - яблок, слив,
груш.
Все это называлось красивыми романтическими названиями - "Золотой нектар",
"Танец огня", на худой конец, "Стандарт". Да и пить их было,
говорят, приятно.
А вот напиток Rotkaeppchen ("Красная шапочка"), наоборот, сам стал
предметом экспорта ГДР. Несмотря на несерьезность названия, "Шапочка"
была визитной карточкой всех официальных и неофициальных визитов в страну и
из страны. И это был совсем не детский безалкогольный напиток, как может показаться
из названия, а самое что ни на есть настоящее шампанское (да простит меня читатель,
называть "шампанское" "игристым" я так и не привыкла). "Красная
шапочка" обслуживала все гэдээровские праздники и, одновременно, была сувениром,
подарком и украшением стола.
Вообще-то, Rotkаеppchen - совершенно не завоевание
демократической республики - игристый напиток был изобретен аж в 1856 году (все
этикетки), но не знал, что окажется на советской территории. Слава Богу,
традиций он от этого своих не потерял. 125-летний юбилей вина отмечали всем
социалистическим миром. Съезд даже утвердил Rotkaeppchen в качестве члена "Совета
по взаимной экономической помощи" между социалистическими странами. Был,
оказывается, такой. "Шапочка" импортировалась направо и налево, вот
только качество стекла, в которое разливали шампанское неизменно подвергалось
критике.
Теперь, для сравнения, "Шапочка" выглядит так:
и даже так:
Вот так новым немцам прививают новые потребительские ценности. Но многие сопротивляются
и продолжают искать в магазинах то, что хотя бы напоминает "раньше".
Как предположил недавно один знакомый, в будущем не будет ни национальных, ни
религиозных, ни сексуальных меньшинств, а будут только одни меньшинства потребителей...
Все этикетки восточно-германских продуктов, кроме Rotkaeppchen, собрал и разложил
по полочкам Achim Bimschas, трагически погибший
весной прошлого года.
Юлия Богатко
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Своими глазами
В рубрике "Своими глазами" колумнист Sostav.ru Юлия Богатко описывает то, что интересно и полезно видеть своими глазами, но по каким-то причинам затруднительно.
| ArrayArray
|
|