Sostav.ru - Своими глазами - Йозеф Геббельс(TM) как папа массовых коммуникаций
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Своими глазами
Версия для печати

Йозеф Геббельс(TM) как папа массовых коммуникаций



Многократно повторенная ложь рано или поздно становится правдой, любил приговаривать Министр пропаганды Нацистской Германии Йозеф Геббельс.



Некоторые принципы геббельсовской пропаганды совершенно ничего не потеряют, если слово "пропаганда" заменить в них на "реклама":

Пропаганда должна быть спланирована и руководиться из одной инстанции; Только авторитет может определить, должен ли результат пропаганды быть истинным или ложным; Черная пропаганда используется когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты; Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами; Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций.

Именно поэтому Геббельс считается идеологическим отцом современной массовой коммуникации. Эту связь и имел ввиду белградский дизайнер, член Клуба арт-директоров Сербии - Aleksandar Maćašev, когда задумывал свой проект Joseph Goebbels(TM).

"Поскольку современное искусство имеет небольшое воздействие на широкую аудиторию, - жалуется автор, я решил задействовать ту же графическую коммуникацию в СМИ, чтобы донести свои мысли о таких вот неприятных аналогиях".

Aleksandar Maćašev распространил по всем основным каналам воздействия образ Геббельса в виде его портретов, набранных логотипами наиболее популярных сегодня брендов:

Yahoo, New Line Cinema, CNN, Disney, Internet Explorer и Apple:




Associated Press, NBC, Windows, Vodafone, Quicktime и Motorola :




ABC, Playboy, AOL, United Artists, MSN и Harper-Collins:





"Я взял за основу именно Геббельса, поскольку был совершенно "очарован" этим типом - законченный оппортунист, начинавший карьеру с коммуниста и, хорошо понимая, куда дул ветер, перешедший на сторону Гитлера, при этом полностью неарийской внешности - хромой, темноволосый и кареглазый, его даже в армию не взяли на этих основаниях. Похожий на приведение, он имел гипнотический голос, очаровательный злодей. Как часто можно встретить такой образ среди сегодняшних политиков и общественных деятелей.

Главный мотив кампании - "ложь, повторенная многократно становится правдой" -- применим сегодня к любому из средств массовых коммуникаций. Допустим, вы видите рекламу мыла, обещающую сделать вашу кожу моложе и гарантирующую натуральное происхождение продукта. И вы покупаетесь и покупаете его. Через некоторое время вы обнаруживаете, что и мыло вполне себе синтетическое и кожа не молодеет. Но заметьте, вы не расстраиваетесь от этого - вы купили идею и этого достаточно. То, что кампания врет, значения не имеет. Или другой пример - слова политиков о пресловутой "оси зла" - и вот уже мир враждебно делит себя на мусульманский и немусульманский.

Я за то, чтобы люди перестали слепо верить всему, что рассказывают им СМИ, а относились бы к этому просто как к сообщению, скептически, и проверяли бы здравым смыслом все, что могут", -- объясняет смысл кампании Aleksandar Maćašev.





Так или иначе, огромная физиономия Геббельса на улицах Белграда вызвала противоречивые эмоции среди населения. Люди не всегда присматривались, из чего там слеплены знакомые до боли черты, зато замечали логотип из четырех скрещенных громкоговорителей и название торговой марки - "Йозеф Геббельс". Отчего часть кампании оказалась попорчена:




Естественно, автор проекта, прежде всего, разослал письма разным общественным и религиозным организациям с уверениями в том, что кампания является исключительно актом искусства, а никак не продвижением нацистской идеологии в массы. Евреи честно ответили: "мы не за, но мы и не против".

"Я знал, что играю с огнем, но намеренно. Я использовал Геббельса как носителя моей изобразительной идеи: способны ли люди отличить монстра в самых разных его проявлениях, различают ли они пропаганду и культуру СМИ, построенную на одних и тех же принципах".


Юлия Богатко

10.03.2006 09:12 Яков
Мне больше по душе предложение Логвина, который считает Боба Марли "отцом" всех дизайнеров Ссылка, нежели предположение считать Геббельса отцом всех рекламистов.

10.03.2006 09:30 Кайдзен
Боб Марли - укурок марихуановый!
Мне тема с Геббельсом понравилась. Молодца, дизайнер! Просто потому, что это - правда. Как с Лени Рифеншталь. Ее гнобило после 1945 года все "прогрессивное" человечество, а Голливуд вовсю юзал открытые ею приемы кинематографа, испробованные на "Триумфе воли" и "Олимпии". Да и тоталитариста Эзенштейна Голливуд преизрядно ободрал...
Кстати, а у правообладателей на фильм "Кабаре" разрешение на использование в ролике фрагмента из фильма получили?

10.03.2006 09:41 Федор Гет
Забавно. Несмотря на негативный образ персонажа, инструментами-то его многие пользуются. Злой гений, так сказать.

10.03.2006 10:18
Слов нет... переполняют негативные чувства и к Геббельсу, и к автору......

10.03.2006 10:18 ???
"Люди не всегда присматривались, из чего там слеплены знакомые до боли черты"...
Его что, там в лицо помнят???

10.03.2006 10:35
Помнят. До боли.
А Вы не узнали?

10.03.2006 10:39 Рокко
Ложь повторенная 100 раз никогда не станет правдой!

Геббелевская пропаганда не сумела достичь своихцелей - продвинуть брэнд на новые рынки

в обществе, в котором отсутствует свободная конкуренция вообще невозможно говорить о рекламе в нашем понимании, и поэтому нельзя заменить слово пропаганда на рекламу вырвав его из контекста

10.03.2006 11:01 Коля
Дорогой товарищ Кайдзен! Если ты серьезно считаешь Боба Марли всего лишь "укурком", то это как в том анекдоте про Чапаева, который и на рояле может и на скрипке, только на скрипке трудно, карты сваливаются...Однобоко и глупо. Марли - гений, а Геббельс - лох. Марли вечный, а ты злой и плохой!

10.03.2006 11:02 777
2 Рокко
Увы, Геббельс работал и в условиях конкуренции.
все готовы верить в свое величие...
ложь, повторенная 100 раз не становится правдой,
но большинству плевать на то правда это или ложь
уже с первого озвучивания.
Тут, как бы, люди будут делать то, что ты хочешь,
если ты скажешь им то, что хотят они.

Собственно, этот Aleksandar Maćašev прав,
хотя ничего особо нового не утверждает.

10.03.2006 11:06 Rush
Повторяя Ложь сто раз сам начинаешь верить, что это правда.

10.03.2006 11:11 trashed
Йоси рулит, это и так все знали
а в глобальном плане я думаю их фирменный стиль подвёл (ну не могут владеть миром люди с черепами на кокардах)
ну и позиционирование естественно...

но всё-таки -- советские идеологи были покруче

10.03.2006 11:22 U2
2 Рокко
Не соглашусь
Принцип Геббельса привел к власти НСДП и популизировать ее не только в Германии, но и в Штатах и в Британии и в России. Если вы вспомните, то до войны у нас с нацистской Германией была дружба и лубофф.

Нацизм - безусловно является злом, но вам любой медик и фармацевт скажет, какое огромное колличество полезных знаний было получено в конц.лагерях. Авиоконструкторы до сих пор пользуются разработками военной машины Германии. И рекламисты с пиарщиками, разумеется, тоже много позаимствовали от Геббельса (вспомнить хотя бы недавние события - война в Ираке, которая была построена именно по этой технологии).

Это никак не характеризует людей, которые пользуются этими знаниями, но те методы с которыми они были получены - должны быть под запретом.

10.03.2006 11:25
Deuchland uber alles!

10.03.2006 11:29 bambina
хороший рекламист - это хороший оратор, с правильной жестикуляцией, осанкой и тд.
можно предположить и такую весрию авторов....
ну а боб марлей - отец всех дизигнеров это точно

10.03.2006 11:34 777
Ну ладно уж прям так Геббельса превозносить.
Это не эйнштейн. Геббельс - это символ, а не "открыватель технологий". Фашизм - не уникален. Это такй рецидив средневековья, вооруженный ресурсами и технологиями середины ХХ века. И Геббельс - это такой же средневековый типаж провокатора, но только вооруженный медиа-технологиями новейшего времени: радио и кино.
Все уже было.

10.03.2006 11:45 А3
to 777
Эйнштейн, замечу, тоже далеко не самый гениальный физик того времени, зато "раскрутили" неслабо (хороши наши коллеги:) ). Для примера: уже найдены косяки в теории относительности, а её доказательство (то, что в школе проходят) неправильно, т.к. неверно назначены постоянные в самом начале этого доказательства.

10.03.2006 11:46 Кайдзен
2Раста. Иди на "Астру"! (из фильма "Через тернии к звездам").
2 Коля. А он укурок и есть. У нас демократия, каждый думает и считает как хочет. Или уже нет?

10.03.2006 11:49 Кайдзен
2777. Никакого средневековья! Идеи НСДАП были вполне современны для того времени. Другое дело, что в начале было много конкурентов и раскрутка НСДАП - именно Геббельса заслуга. Равно, как и раскрутка национал-социализма по всему миру, включая США. ПРо Муссолини и Франко знали и нают и помнят гораздо меньше народу, хотя именно они были первыми фашистами, а не Гитлер. Не говоря уже о том, что и Гитлер-то не создавал НСДАП.

10.03.2006 11:50
2trashed. Черепа были только у СС

10.03.2006 11:59 РОС
Согласен с "10.03.2006 11:34 777 и с 10.03.2006 10:39 Рокко
Ложь повторенная 100 раз никогда не станет правдой!

Геббелевская пропаганда не сумела достичь своихцелей - продвинуть брэнд на новые рынки

в обществе, в котором отсутствует свободная конкуренция вообще невозможно говорить о рекламе в нашем понимании, и поэтому нельзя заменить слово пропаганда на рекламу вырвав его из контекста"

От себя добавлю. Внутри системы ему было вольготно, а вне, там, где есть конкуренция, то см. хотя бы обсуждение на Составе.

А товарищу
"10.03.2006 09:41 Федор Гет
Забавно. Несмотря на негативный образ персонажа, инструментами-то его многие пользуются. Злой гений, так сказать".

Это не его инструментарий, а всеобщий, как закон тяготения. Только один его использует, чтобы правильно рассчитать траекторию пули, а другой изобретает самолет и т.д. Да просто дом строит.

А Aleksandar Maćašev, (генерал Макашов?) просто пропеарился.
Хреново, правда, как-то противно. Сам извалялся, людей измазал.

10.03.2006 12:11 Che_Z
Блин. Всетаки нет пророка в своем отечестве.

Восхищаться таким человеком. По приказу которого убито столько человек.
Тогда скажите чем Сталин хуже. Он же тоже отец. Отец современного мира.
Его вклад в историю значительно больше.

Так что не надо лицемерить.

10.03.2006 12:23 777
2 А3
Гыгы.
"косяки в теории относительности" - это круто! Это что, е уже не равно эм цэ квадрат? Ужжас!
Ну это, знаете, было бы оч. обидно за современную науку, ежели бы этих "косяков" не нашли. Типа как сам Эйнштейн обнаружил "косяки" и Ньютона. Между физиком и пророком, как бы есть некоторые различия.

2 Кайдзен
Ну да. Современно просто до изнеможения.
А про раскрутку - это уже просто сюр какой-то. Предлагаю вам рассмотреть версию, что Нюрбергский процесс - это тоже такая пиар-акция, инспирированноая Геббельсом.

2 РОС
Я бы все-таки Aleksandarа Maćaševа не обвинял бы. В принципе, это своего рода такой майнстрим в совр. искусстве.

10.03.2006 12:23 Синица
Если все стены оклеить портретами Калашникова, выкинут ли люди оружие?

Если открывающий для себя мир наивный юноша Aleksandar Maćašev завтра прочитает про Берию и захочет оформить его изображениями пусть не Москву и не Магадан, но среднюю полосу России и Восточную Европу, будут ли люди благодарны ему за напоминание? Если это "чистое искусство", пусть первооткрыватель Maćašev стучится в выставочные залы, придут посмотреть те, кто хочет это видеть. Если это (анти)реклама и она размещается на улице, последствия размещения должны просчитываться: от "а ничё, прикольный чувак" до инфарктов пенсионеров.

Пропаганда в Германии 30-х гг. была ОЧЕНЬ эффективной. За несколько лет повернуть массовое сознание от революционной Ваймарской республики к полному тоталитаризму и мировой войне - это надо уметь. Но дело не только в Геббельсе. Атомная бомба тоже должна была быть кем-то изобретена, рано или поздно, так или иначе. Что, однако, не оправдывает её применение.

10.03.2006 12:39 777
2 Синица
С геббельсом - понятно.
Но вот с Aleksandar'ом Maćašev'ым...
Забавно. Новое средневековье. "чистое искусство" преобретает в масоовом сознании какие-то чернокнижные и зачастую богохульные черты. Художественные провокации вдруг начинают "работать", очем никто и не мечтал в 70-х. И искусство (в отличие от понятных рекламы и пиара) требуют отправить в "выставочные залы" - как нечто постыдное и требуемое лишь узкому кругу этаких извращенцев.

10.03.2006 12:45 Синица
"И искусство (в отличие от понятных рекламы и пиара) требуют отправить в "выставочные залы" - как нечто постыдное и требуемое лишь узкому кругу этаких извращенцев.
- это Ваши слова, 777, а не мои. Я так не только не говорила, но даже и не думала.

А художественные провокации работали всегда, в том числе в средневековье.

10.03.2006 12:54 777
2 Синица

"Если это "чистое искусство", пусть первооткрыватель Maćašev стучится в выставочные залы, придут посмотреть те, кто хочет это видеть" - это прямо даже не знаю как трактовать... :)

А в средние века не было ХУДОЖЕСТВЕННЫХ провокаций.

10.03.2006 13:16 Cyberpunk
Гитлер пришел к власти законным, абсолютно демократическим путем. ИМХО этим сказано всё.

10.03.2006 13:24 Синица
777: "это прямо даже не знаю как трактовать..."
К примеру, как разницу между свободными художниками и рекламистами ;-)
Первые познают/осмысливают/переосмысливают мир (на свой страх и риск), вторые должны гарантированно донести до ЦА определённую идею. Первые никому ничем не обязаны, вторые обязаны выполнить задание. Но зато творения первых я лично смотрю по собственному выбору (в том числе из любопытства :-)), а от вторых, как бы я порой в душе ни чертыхалась, деться мне некуда - им заплатили за мои мучения ;-)

В средние века были художественные провокации, причём иногда весьма интересные и неожиданные. От собачек на парадных портретах (что весьма шокировало публику поначалу) до народных "летучих листков" карикатурно-фельетонистого содержания.

10.03.2006 13:30
2 777:
мы с Вами немножко по-разному произносим слово "средневековый". Для Вас это менталитет, для меня скорее датировка. Люди прошлого не были примитивнее нас, они были другими.

10.03.2006 13:30 Синица
10.03.2006 13:30 - Синица

10.03.2006 13:50 777
Мы по разному произносим слово "художественный" :)

З.Ы. Кажется мне слог ваш знакомым...

10.03.2006 13:59 Алексей Сорокин
К вашему сведению. Геббельса преподают в Международном институте рекламы. Ю.Пирогова приводит его в курсе "Речевое воздействие". Вот как раз у меня билет был по Геббельсу. Имплициты в каждом абзаце! Я уважаю Геббельса.

10.03.2006 14:02 Синица
Вы обознались ;-)

10.03.2006 14:33 Кайдзен
2 777. Вы путаете информационное обеспечение с военными и геополитическими действиями. При чем здесь Нюрнберг? Тем более, что идеи до сих пор привлекательны.

10.03.2006 14:48 777
2 Кайдзен
Идеи привлекательны всю дорогу - с доисторических времен. Геббельс как бы не первый такой идеолог.
А Нюрберг - это про "сравнительную раскрученность". Очень акция была для "раскрутки" полезная.

10.03.2006 14:49 Alex_original
"косяки в теории относительности" - это "полный превед". Значит, не было ядерных взрывов, ядерные электростанции - это вообще миф...

10.03.2006 14:53 777
2 Alex_original
Исключительно из любви к истине:
теория относительности к ядерной физике отношение имеет
очень отдаленное :)

10.03.2006 16:16 Mengel
Геббельс в сравнении с кремлёвско-пропутёнышевскими ОРТ и РТР - ребёнок ... Вот уж кто мозги промывает моим согражданам ...

10.03.2006 16:19 Луксус
косяки в теории относительности" - это "полный превед". Значит, не было ядерных взрывов, ядерные электростанции - это вообще миф

ну и какого, Так детки, делимся на две группы -
первая которая полностью верит в правоту Энштэйна - идет учить КСЕ
Вторая которая в энштэйнову теорию не верит - либо в академию наук - оттуда в дурку. либо в школу, оттуда присоединяется к первой группе на КСЕ.

Про Геббельса - кто-то составил из символов портрет человека, в котором все опознали человека, который раскручивал режим, который стал символом чего-то нехорошего. все заволновались

10.03.2006 16:40 Иван
Правильное дело начинал тов.Геббельс и К! Жалко не довели до конца благое дело! Нет на земле народа хуже еврейского!!!
Ссылка

10.03.2006 17:22 мнение
как бы мы ни крутились, реклама - это пропаганда. По средствам, методам и возможностям. и итогам. Проктер и Юнилевер через рекламу своих брендов научили многих пользоваться дезодорантами и ежедневными прокладками, а Nike пропагандирует ценность человеческих возможностей. Поэтому Геббельс, несомненно, приложил руку к развитию науки о коммуникации, но слава его в целом - геростратова. А товарищ, судя по всему, просто хотел попиариться. в наше время гигантской зашумленности информаицонного поля мало что может привлечь внимание. такими ходами это всегда сделать проще.

10.03.2006 17:42 777
Кстати, забавно.
Граждане, чьи лого использованы в этой работе -
вроде не возмущаются.
Возмущены исключительно те товарищи (судя по никам),
которые точно так же защищают "чувства верующих"
от всех на свете. :)
Это, видимо, особая чувствительность к искусству.

10.03.2006 17:46 Кайдзен
Луксус. А причем здесь ядерные взывы? Расщепление атмоа не имеет отношения ни к Специальной ни к Общей теории относительности

10.03.2006 17:47 Кайдзен
луксус, сорри! Не к Вам вопрос.

10.03.2006 18:06 Синица
2 мнение
Если постараться быть точными, реклама похожа на небольшой кусочек пропаганды. Иногда бывает странно видеть, как у нас государственную политику двигают методами продажи майонеза.

10.03.2006 18:19 lira17
думаю, что бы понять ЭТО, надо суметь сабстрагироваться
от смыслового шлейфа фамилии "Геббельс".
Просто отстранённо прочитать и переварить тексты этой политической фигуры. Без всяких

10.03.2006 18:20 777
2 мнение
Что значит "попиариться"?

10.03.2006 18:24 777
2 lira17
Нет. Тогда весь смысл пропадает.
Геббельс - символ. Культурно значимый.
все произведение и есть игра со "шлейфами". Постмодернизм, понимаете.

10.03.2006 19:24 polpot-moldova
Реклама - циична до края... и даже через край....
Пропаганда цинична в той же степени...
Самореклама дешевыми шокирующими способами -прием банальный до безобразтя...
С таким же успехом авто мог использовать слово "х...й" или изображение этой части мужского тела, при этом ему не пришлосьбы извиняться передевреями...


12.03.2006 17:45 Михаил
Геббельс был гением. Просто Германия войну проиграла и на него повесили всех собак. Но почитайте его труды и учебники по рекламе - PR! Там все содрано! Подчас, за "свое", современные "гуру рекламы" выдают целые абзацы, почерпнутые у Геббельса. там даже знаки препинания не меняют! Я был просто в шоке, когда мне попалось такое в первый раз... думаю. лет через 100 его все же реабилитируют. Может даже, где-нибудь в Гарварде не большой памятник поставят... в конце концов - время лечит. Про геноцид забудут, а вот учение Геббельса вечно, потому что верно :)

12.03.2006 23:19 БобМарли
Геббельсу далеко до современных рекламистов.
Но это не значит, что кто то из них гений. А вот беспринципных циников полно. И Aleksandar Maćašev молодец показал, так сказать, сущность. Выявил истоки.

13.03.2006 01:44 Дети Дёти
Геббельс был ученым, поэтом и музыкантом!
Обсуждение закончено

Своими глазами

В рубрике "Своими глазами" колумнист Sostav.ru Юлия Богатко описывает то, что интересно и полезно видеть своими глазами, но по каким-то причинам затруднительно.

2006 г.
29.05Последний выпуск: цветные новости, игра в ассоциации, новые грехи, куклы против курения и живая люстра 
8
19.05Чемпионат по футболу среди дизайнеров 
9
12.05Адская пицца 
12
28.04Протестное рекламирование 
8
21.04Design Trends 2006 
7
14.04Универсальный коннектор 
5
07.04Самое важное на скорую руку 
3
24.03Возражай! 
12
17.03Лего-библия 
8
10.03Йозеф Геббельс(TM) как папа массовых коммуникаций 
52
03.03Уроки Camel 
24
17.02Коммерческая стоимость добра 
5
10.02Новый логотип Чехии 
17
03.02Блоггеры против рекламы патриотизма 
8
27.01Они не любят секс 
13
20.01New Business 
7
13.01День без покупок 
10
2005 г.
Array
2004 г.
Array
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов