|
Выпуск 7: Деловые газеты - сколько их еще нужно?
Рынок печатных СМИ в принципе спокойным не назовешь. То и дело возникают новые проекты, в народе именуемые опарышами - набирают толпу людей с опытом работы, осваивают бюджеты и закрываются, оставив издателя и инвестора у разбитого корыта.
Появился даже класс журналистов-"опарышей", переходящих из одного такого издания в другое. Как отмечал в колонке в "Известиях" изгнанный из "Московских новостей" и "Огонька" Виктор Лошак, в каждом проекте таких опарышей ждет "штука баксов, а то и не одна".
Несмотря на то, что в ряду рождающихся, умирающих и восстающих из пепла словно Феникс изданий встречаются и приличные, рыночно ориентированные проекты, читатель уже привык воспринимать каждое новое СМИ как нонсенс, по привычке покупая "Ведомости".
Интерес издателей понятен -- в прошлом году рынок рекламы в печатных СМИ прибавил более 30%, достигнув $1 200 000 000, из них на газеты пришлось $250 000 000. В погоне за несметным количеством нулей издатели запускают все новые проекты.
Издатели увлеклись узкой, но чрезвычайно привлекательной для рекламодателя прослойкой деловой прессы. Попытки создать новую деловую газету предпринимаются с пугающей регулярностью - но пока после "Ведомостей" ничего успешного на рынке не появилось.
На нишу качественной прессы претендовали "Газета" и, в меньшей степени, "Время Новостей", но особо (да и просто) впечатляющих результатов им так и не удалось добиться - аудитория каждого издания не превышает 50 тыс.
Тем временем лидеры рынка наращивали аудиторию - в июле 2002 год совокупная аудитория Ъ и Ведомостей составляла 141,6 тыс. (здесь и далее данные -- TNS Gallup Media), через год - 158,8 тыс., еще через год - 232,4 тыс. Сейчас она достигла рекордной цифры -- свыше 300 тыс. человек.
Казалось бы, безуспешность запуска новых проектов должна была отпугнуть издателей, однако в этом году ситуация изменилась. В конце 2004 года был запущен "Бизнес", сейчас перезапускается "Газета", по слухам, осенью в Москве выйдет "Деловой Петербург".
Эксперты хором сомневаются в перспективах новых проектов - рынок забит, говорят они. И действительно, вряд ли в столице есть более 300 тыс. человек, потенциально заинтересованных в деловых новостях, аудитория Sostav.ru, например, около 10 тыс.
Однако, например, в "Деньгах" через номер выстраивается очередь из рекламодателей, которая попросту не умещается в 40% полос журнала - журналисты не могут написать больше определенного объема. То есть издатели в большей степени ориентированы на спрос со стороны рекламодателей, чем читателей. Доходы от розницы составляют ничтожно малую часть доходов, а аудитория -- лишь инструмент вышибания денег от рекламодателей. Поэтому, кстати, так популярно так называемое имиджевое распространение в ресторанах и кофейнях. Помимо таргетированной рекламы (которая, как и положено, стоит денег), издатель получает аудиторию, которая отражается в отчетах исследователей. Теперь ее, эту аудиторию, можно продавать рекламодателю.
Поэтому в пределах Садового кольца, в принципе, может появиться еще очень много деловых или, скажем шире, "качественных" (при этом, возможно, вовсе и не являющихся таковыми) изданий.
У издателей есть два пути запуска новых газет. Первый, самый распространенный, клонирование. По такому принципу создавались Газета, Время Новостей и МН, Русский курьер и Новые известия.
Другой путь - дифференцироваться. Причем, если проследить позиционирование деловых ежедневок, то в проследнее время издатели стараются "ужимать" аудиторию.
Коммерсант - широкая или большая газета во всех смыслах этого слова. Ведомости - усеченная версия Ъ - без общества и спорта, зато с гипертрофированным деловым блоком. Именно поэтому, кстати, в Ъ телекоммуникации и потребительский рынок - одна полоса, в Ведомостях - две.
Путь Ведомостей показал успешность таргетированных ежедневок. Именно поэтому мы в "Бизнесе" ограничили аудиторию еще больше - выбросив всю первую тетрадь Ведомостей, а из второй сохранив лишь немного ЮКОСа, расширив при этом потребрынок, недвижимость и транспорт. По такому же пути идет и "Деловой Петербург", неофит в Москве, но признанный market-maker в Петербурге.
Успешность новых печатных проектов может, как ни банально, показать только время. Главное, чтобы в погоне за таргеттированностью издатели не доходили до издания ежедневных деловых газет о ритейле или, например, о пиве.
|
|
|
|
|
|
|
|
|