Sostav.ru - Отверженные - Полет души
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Отверженные
Версия для печати

отверженные

Полет души

Как ВТБ и Interbrand создали логотип многоразового использования

В ходе ребрендинга Внешторгбанк столкнулся с проблемой. С одной стороны, новый логотип должен сохранить признаки, уже знакомые миллионам клиентов. С другой - объединить добрый десяток разнородных новых активов.

Клиент: ВТБ Бренд:ВТБ
Креатив: Interbrand Zintzmeyer & Lux AG
Арт-директор: Эдвин Шмидхайни

бриф

В течение последних нескольких лет Внешторг банк активно занимался развитием новых для себя видов бизнеса и приобретением активов, причем не только в России, но и за рубежом. Образовавшаяся банковская группа стала представлять собой, по сути, набор разобщенных брендов - ни визуальной, ни эмоциональной связи между «дочками» и материнской компанией не существовало. До поры до времени это не беспокоило Внешторгбанк, однако, формируя планы по экспансии на рынки ряда европейских стран и страны СНГ, руководство ВТБ ощутило дисбаланс. Отсутствие четкого позиционирования, выраженного в том числе и визуально - в корпоративном знаке и стиле компании, могло серьезно затормозить развитие бизнеса.

Юлия Литвинская, начальник отдела рекламы ВТБ: Основными атрибутами нового бренда, разработанного по нашему заказу компанией Interbrand Zintzmeyer & Lux AG, стали надежность, российское происхождение, открытость. Эти ценности и должен был в первую очередь отразить новый корпоративный стиль. К тому же изменилось и название, теперь вместо длинного и непроизносимого на европейских языках слова «Внешторгбанк» появилась аббревиатура ВТБ (или VTB для зарубежных подразделений группы). Проведенные исследования показали, что она не встречается ни в одном из европейских языков. Отсутствовали и крупные компании с таким названием, поле оказалось свободным. Поэтому во всех вариантах корпоративного знака аббревиатура сохранена.

В новом знаке важно было не только отразить новые качества бренда, но и сохранить индивидуальность, базирующуюся на наследии старого бренда. Для этого требовалось сохранить узнаваемость фирменного знака Внешторгбанка («крыло»), шрифтового начертания логотипа и гамму цветов ВТБ. Задачу осложняло и то, что в группу ВТБ входят компании, предоставляющие как банковские, так и страховые услуги, работающие не только в России, но и за рубежом, как на корпоративном, так и розничном рынках. Разные клиенты, страны, услуги, а корпоративный знак и стиль один. Первую попытку мы сделали еще до того, как обратились к консультантам.

вариант 1

Юлия Литвинская, ВТБ: Мы сделали акцент на символе - «крыле». Сам квадрат точно передавал ключевые характеристики банковского бренда - стабильность и надежность. Но удовлетворения от работы не было. В шрифтовом начертании логотипа залипали буквы. Вкупе с общей «стесненной» композицией знака это не давало ощущения легкости и свободы, т.е. не отражало одну из базовых ценностей. Работу над логотипом продолжили специалисты Interbrand Zintzmeyer & Lux AG.

вариант 2 (три версии)

Ирина Соловьева, руководитель российского офиса Interbrand Zintzmeyer & Lux AG: В представленном нам варианте никак не была отражена динамика, с которой банковская группа развивалась в последнее время, «крыло» не летело… Мы разработали три основных направления развития концепции дизайна, которые включали в себя несколько вариантов фирменного знака и других основных элементов фирменного стиля.

Мы старались максимально бережно относиться к существующей символике - ведь надо было обеспечить преемственность. В двух из наших вариантов был сохранен квадрат как символ надежности.

Динамику знаку мы придали за счет смещения «крыла» относительно базового названия. Чтобы сделать «крыло» более четким, мы порекомендовали исключить четвертую горизонтальную черту, но эта идея отклика не нашла.

В последнем, третьем направлении мы попробовали все-таки отказаться от квадрата, посчитав, что сама аббревиатура ВТБ создает достаточную устойчивость.

Юлия Литвинская, ВТБ: Знак, содержащий квадрат, по-прежнему, оставался коммуникационно «тяжелым». Кроме того, появившаяся в результате графическая система (два квадрата: один — указывает на принадлежность к группе, другой — идентифицирует компанию) уже не обладала самым главным качеством — уникальностью. Была и другая проблема — надо было предусмотреть возможность создания на базе основного логотипа корпоративных знаков суббрендов для подразделений с родственной компетенцией. Дополнительные надписи только усугубили бы ситуацию. Тем не менее два из представленных вариантов (2а и 2в) обладали, на наш взгляд, достаточно высоким потенциалом, их следовало принять за основу и доработать.

финальный вариант

Ирина Соловьева, Interbrand: Мы взяли за основу третью концепцию (2в) и тем самым окончательно исключили квадрат, задававший «крылу» определенные рамки. Все-таки в какой цвет ни крась, но бюрократический «квадрат» сковывает полет крыла.

Другим препятствием, создававшим «преграду для полета», были… сами буквы названия - ВТБ. «Крыло» фактически упиралось в них. Для того чтобы обойти преграду, мы переставили «крыло» на другую (левую) сторону. Если пойти по более простому пути и изменить направление полета (не справа налево, а слева направо), то это существенно уменьшило бы узнаваемость знака, его преемственность. Для заказчика это требование было крайне важно, поэтому такой путь был недопустим. Это решение имело и еще одно преимущество. Русский, равно как и все европейские языки, предполагает чтение слева направо. Поэтому в освободившееся справа от названия место стало возможным поместить дополнительные надписи. Это весьма полезно для образования логотипов суббрендов на базе разработанного общего корпоративного знака.

Кроме того, мы внесли небольшие, почти незаметные, но важные изменения в начертание «крыла». Была уменьшена толщина горизонтальных перепонок и сделан более острым угол наконечника. Одновременно боковые поверхности стрелы сделаны не прямыми, а чуть-чуть округлыми. Все эти изменения придали «крылу» больше динамики. В ходе работы над знаком появилась еще одна идея, ставшая ключевой, - это горизонт, отражающий широкую географию и интернациональную компетенцию группы. Горизонт стал привязкой для выбора месторасположения корпоративного знака, разделяя пространство по горизонтали и определяя визуальное решение пространства.

Юлия Литвинская, ВТБ: Мы не просто избавились от квадрата, который задавал определенные рамки для «крыла». Мы принципиально изменили положение символа относительно логотипа. На наш взгляд, такое композиционное решение создало дополнительное ощущение полета, легкости. При этом знак в целом не потерял своих основных достоинств - силы и мощи. Приподнятый символ перестал быть просто декоративным элементом и придал новому знаку стремление вперед.

Цвет знака претерпел совсем незначительные изменения. Однако линейка корпоративных цветов была расширена как в части основных, так и дополнительных цветов. Они будут использоваться при создании ключевых элементов дизайна, в графиках, диаграммах и т.д. В гамму цветов входит и красный цвет для идентификации услуг для частных клиентов и малого бизнеса. На базе этого варианта материнского знака построена система знаков для всех уровней архитектуры бренда.


Старый логотип
Вариант 1
Вариант 2 а)
б)
в)
Финальный вариант

[ Дмитрий Фролов ]

27.02.2007 09:12 Дени с
ПОТРЯСАЮЩЕ!!!!!!!
Все, бросаю работу, мне больше не к чему стремиться!!!!

27.02.2007 10:19
да... крыло все так же летит назад.
предлагаю описать еще все движения дизайнера, двигающего логотип и рамочки в иллюстраторе, по пикселям.
тогда будет посто пиар-новелла.

27.02.2007 10:27 абонент
может я не такой как все - но я в упор не вижу здесь крыла!!!

27.02.2007 10:40
англоязычный забыли

27.02.2007 10:42
Над англоязычным сейчас трудится все российское, швейцарское отделение. Привлекают сторонних специалистов по брендингу и решают куда на этот раз полетит крыло и не будет ли оно зажато. Сохранится ли мощь и стабильность.

27.02.2007 10:45 ?
Самое смешное что, первый вариант самый крепкий.

«главное в профессии художника научиться, вовремя останавливаться»

27.02.2007 10:46
В лебедевском знаке хотя бы при уменьшении между перьями у крыла было равное растояние. Хотя куда там... он же стабильный и вперед летит мощно.

27.02.2007 10:47 Се
Я как представитель конкурентов очень рад, что у ВТБ, остался старый логотип, не передающюй никакого смысла. Также я очень рад, что у ВТБ так и не появилось никакой отличной и запоминающейся бренд идентики.

Надежный такой старый Внешторгбанк, который всеи до этого мини мини ребрендинга называли ВТБ. Могу спорить такая цель и стояла перед агенством. Агенство просто дало то с кем никто не будет спорить.

27.02.2007 10:50 проходимец мимо
мдя...Очень познавательная статья..прям учебник..нет...пособие по написанию сопроводиловки к впариванию))..считаю что только ОЧЕНЬ гениальный человек наверно может в этом, что показано увидеть столько, сколько написано))))))))а крыло летящее вперед задом-это наверное на подсознание российского минталитета))))вот и приняли)))

27.02.2007 11:10 Ек.
ВТБ - Валют-транзит банк, Казахстан. Этим летом разлетелся в пух и прах с большим скандалом. О несчастных вкладчиках местные газеты ещё долго писать будут.
Если только у Внешторгбанка нет планов на этот регион...

27.02.2007 11:18
Eк... Вам русским языком написано было. Проведено исследование... Не используеттся ни в одном из языков. Google для серьезных пацанов и девченок из Интербренда не авторитет... и все 4900 ссылок по запросу VTB относятся исключительно к внешторгбанку. И к тому какое уникальное и прорывное решение придумали серьезные пацаны и девченки из Интербренда.

27.02.2007 11:28 milo
а на принтах для втб 24 они еще счастливых англосаксов добавили :)

27.02.2007 12:05
очень интересная статья о том как маркетологи пытаются доказать собственную необходимость, но дальше отдела маркетинга никуда не двинулись: цитата "Основными атрибутами нового бренда стали надежность, открытость, российское происхождение". Про надежность наших банков вообще можно слагать легенды, а уговаривать всех, что 1998 год показал, что мы сила бессмысленно - и втб бы убили, да сверху не дали. Открытость - только для сотрудников ФСБ, российское происхождение - российский автомобиль. По-моему такой крупный банк мог бы делом доказывать, проценты там снизить (они-то могут от учетной ставки не сильно зависеть), совдепию в офисах прекратить, а так эта ТМ (брендом язык не поворачивается назвать) - пустышка.

27.02.2007 14:44 Beg
С сайта ВТБ24
=="
Мы — основа финансовой системы России; долгосрочный лидер на российском корпоративном и розничном рынке.

Мы — банковская Группа, позволяющая государству эффективно решать стратегические задачи по развитию ключевых отраслей экономики, повышению устойчивости и конкурентоспособности финансового сектора страны.

Мы первая Российская международная Банковская Группа, обслуживающая бизнес своих клиентов по всему миру, обладающая уникальными возможностями по обслуживанию торгово-экономического сотрудничества России с другими странами.

Мы единственная банковская Группа, присутствующая во всех странах СНГ.

Группа ВТБ это высокие показатели эффективности, возврат на акционерный капитал.

Группа ВТБ — это бренд № 1 среди Российских банков на международных рынках."==

Уважаемая Юлия, скажите, пожалуйста, где здесь хоть одно слово для меня, обычного частного клиента, для которого и был создан красный суббренд "24". О том, что вы уделяете внимание кредитованию и обслуживанию дорогого МЕНЯ, сказано одной строчкой в самом низу страницы, до которой еще надо дочитать всю эту пафосно-патриотическую корпоративную жвачку.
Вам, имхо конечно, об этом надо думать в первую очередь, а не квадратиках с крылышками.

27.02.2007 14:55 не целевая аудитория
шрифт какой то.....
но может я не репрезентативен

27.02.2007 15:24 Ретроград
Такой лого испоганили...

27.02.2007 18:43
Другим препятствием, создававшим «преграду для полета», были… сами буквы названия - ВТБ. «Крыло» фактически упиралось в них
- что за странный линк на слове "фактически упиралось в них"?
ведет на Компания ООО «Бизнес Медиа Коммуникации» была основана в 2003 году как совместный проект лидирующих издательских домов России – ИД Independent Media и холдинга «Проф-Меди

27.02.2007 19:23 Приемник
Работа была проделана большая и нужная. Понятно, что пафоса много, но IPO этого требует. Никто не хочет понять что ребрендинг в целом расчитан на запад. Юля молодец.

28.02.2007 00:08 Тихий
Чего вы смеетесь? Бюджет освоен/расп... распределен -- значит, работа удачная. Многие не отказались бы за них так "погорбатиться". Правда, зачем писать об этом -- не очень понимаю. Может, эта публикация -- еще одна попытка объяснить начальству, на что бабло угрохано?

28.02.2007 17:54 Николай
Офигенно!! И чем люди занимаются! на полном серьезе обсуждают такую в общем не сильно существенную ерунду.
ВТБ всегда был сильно блатным и прикормленным банком. и сотрудники ВТБ. В таких местах болтология имеет значение)))

По сути. Согласен, окончательный вариант - представляется не целым, не единым. Исходный вариант был, на мой взгляд, лучше.

Зачем было деньги бюджетные палить? Вопрос риторический. Если Система тратит свои частные деньги, то тут совсем даже и нет.
вопрос современности- какие потребности у ВТБ еще остались? На какие статьи расходов еще можно деньги списать? концепцию подведем!

28.02.2007 22:11 umische
а мне нравится, хотя мои посты часто в обсуждениях тут травят

01.03.2007 00:57
Полет души? Души полет!
Обсуждение закончено
Журнал «Индустрия Рекламы» и Sostav.ru представляют новый совместный проект -«Отверженные», который будет выходить два раза в месяц.
В этой рубрике будут публиковаться работы компаний – идеи, ролики, названия марок, дизайн упаковки, отвергнутые заказчиком. Планируется, что в обсуждении примут участие авторы отверженных материалов и заказчики, которые эти материалы не приняли. Печатную версию проекта можно будет найти на страницах журнала «Индустрия Рекламы».
2006 г.
Array
2005 г.
Array
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов