19.02.2001
«Revolution OS». В центре этого достаточно необычного киноповествования - движение за открытые исходные коды, которое автор фильма трактует значительно шире, нежели историю развития Linux. Впрочем, подобным образом показана и сама Linux - как много большее, чем просто альтернативная операционная система. В фильме исследована «человеческая» сторона движения за открытые коды и свободно доступные программы и сделана попытка изнутри показать «историю программистов и хакеров, восставших против машины корпоративной индустрии». По сути дела, движение open source представлено в картине как некая самостоятельная культура с собственной этикой и мифами, со своими богами и героями.
Автор фильма Джейсон Мур (Jason Moore) абсолютно не был знаком с темой до того, как приступил к этому проекту. Начало фильму было положено случайно, когда Мур беседовал с одним из старых приятелей, работавшим в Стэнфордском университете, и тот полушутя-полусерьезно предложил режиссеру снять документальную ленту об истории Linux. Познакомившись с материалом поближе, Мур пришел к выводу, что можно поведать великую историю о людях, стоящих за программами. Историю, богатую колоритнейшими персонажами и острейшими конфликтами, а также пронизанную духом творчества.
Полуторачасовая картина начинается «от печки» - с того, как Ричард Столлмен задумал создать свободно доступную операционную систему. Затем перед зрителем разворачивается двадцатилетняя история эволюции движения, сопровождаемая беседами со Столлменом, Линусом Торвальдсом, идейными вождями open source и free software Эриком Рэймондом и Брюсом Перенсом (Eric Raymond, Bruce Perens), лидером проекта Apache Брайеном Белендорфом (Brian Behlendorf), основателями первых open source- и Linux-компаний Майклом Тайменом и Ларри Огустином (Michael Tiemann, Larry Augustin). В фильм «Revolution OS» вошли документальные кадры многих этапных мероприятий движения за открытые исходники, таких как популярные тусовки Installfest, куда люди приносили собственные компьютеры, чтобы получить бесплатную профессиональную техпомощь от Linux-экспертов, или знаменитые марши протеста в «День возврата» (Refund Day), где Linux-пользователи требовали возмещения им части денег, заплаченных при покупке нового компьютера за предустановленную на машине ОС Windows.
Подавляющее большинство документальных кинолент снимается ныне на видео для «квадратного» формата телеэкранов, однако чтобы подчеркнуть «эпический» характер действа, «Revolution OS» снята для широких экранов кинотеатров, как, например, «Звездные войны» или «Храброе сердце». Мур сам написал сценарий, сам же выступил продюсером фильма, режиссером, оператором и монтажером. Неудивительно, что автор, столь глубоко погрузившийся в повествуемую историю, в конце концов и сам стал сторонником идей открытых исходных кодов. Мур с полной серьезностью расценивает свое произведение как «эпический фильм»: «Движение за открытые коды - это дело сотен тысяч программистов и хакеров со всех концов света, пытающихся сбросить ярмо наиболее мощных корпораций на Земле… И если уж это не называть эпическими событиями, то я не знаю, что такими словами называют».

Источник: Журнал "Компьютерра"