06.08.2001
Импорт чая из Индии упал на 30%.
У России меняются пристрастия к чаю. За последние несколько месяцев ввоз индийского чая сократился почти на 30%, хотя еще в прошлом году на него приходилось три четверти всего импорта. Специалисты отмечают, что впервые за много лет на российском чайном рынке развернулась конкуренция между странами — поставщиками сырья. За первые пять месяцев этого года в Россию было импортировано 57 500 т чая. При этом поставки из Индии составили 44%, из Шри-Ланки — 33,3%, из Китая — 4,5%, из Индонезии — 5,4%, из Вьетнама — 2,4%. За первые пять месяцев 2000 г. на импорт из Индии приходилось 72% от общего объем ввоза чая в страну. Доля Шри-Ланки была 16,4%, Китая — 2,4%, Индонезии — 1,8%, Вьетнама — 0,2%. Всего за прошлый год, по данным ассоциации "Росчайкофе", в Россию было завезено 156 000 т чая.
В прошлом году Индия поставила в Россию около 113 000 т чая, а за первые пять месяцев — всего 25 300 т. По прогнозам председателя совета директоров компании "Орими-Трэйд" Сергея Касьяненко, всего в 2001 г. индийский импорт составит 70 000 т. Спад происходит на фоне роста поставок из других стран. Так, почти втрое в этом году выросли поставки из Индонезии, вдвое — из Шри-Ланки, Китая, Вьетнама и ряда африканских стран.
Главная причина сокращения индийского импорта — отмена с начала года ряда налоговых льгот. Дело в том, что до 1 января поставщикам индийского чая давалась отсрочка по уплате НДС на срок до шести месяцев. При этом на деле импортеры находили различные способы вовсе не платить НДС, говорит сотрудник компании-производителя, пожелавший не называть своего имени в печати. Теперь же все исправно платят положенные 20% налога. (Конечно, импортеры постарались сделать запасы сырья, но небольшие. ) На структуре чайного импорта в Россию сказывается также падение мировых цен на чай. Последние годы общее производство чая постоянно увеличивается, что, свою очередь, усиливает конкуренцию между странами-экспортерами. По данным ассоциации "Росчайкофе", мировые цены на чай упали на 15 — 20% и достигли рекордно низкого уровня за последние 20 лет. Сейчас 1 кг гранулированного чая стоит $0,55 — 0,60; листового — $0,67 — 0,72.
Страны, наиболее сильно увеличившие производство, смогли предложить рынку низкие цены. Таким образом, получилось, что цены на индийский чай среднего и ниже среднего качества сейчас на 10 — 15%, а иногда и на 20% выше стоимости аналогичного чая из Вьетнама, Шри-Ланки, Индонезии и других стран. Не уравнивают цены и клиринговые схемы оплаты чая в счет погашения госдолга Индии перед СССР. Такая схема позволяет удешевлять импорт ненамного — на 8%.
"Чай, к примеру, из Индонезии и Вьетнама дешевле, вот мы и покупаем его вместо индийского", — говорит представитель ТД "Никитин". В другой российской компании — в "Гранде" — увеличивают объем производства чая опять-таки за счет неиндийского сырья.
Вместе с сокращением доли индийского чая тает и его былая слава. Согласно исследованию агентства "КОМКОН", если еще в 1998 г. 47,5% потребителей пили индийский чай, то в мае этого года таких лишь 20%. "Сейчас популярным становятся зеленые и экзотические чаи", — отмечает брэнд-менеджер компании "Русский продукт" Дмитрий Алтухов.
Однако индийцы не собираются просто так отдавать рынок. В частности, Индийский чайный совет в ближайшее время начнет кампанию по пропаганде своего чая, на которую потратит до конца этого года $2 млн. Эти расходы в 2 — 2,5 раза превышают траты на маркетинг других стран-экспортеров.

Источник: Рынок продуктов питания