04.06.2002

Рынок рекламы в опасности

На рынке наружной рекламы опять стреляют. Вчера около своего офиса был ранен Максим Ткачев - основатель NewsOutdoor, крупнейшей компании в этом секторе. С начала года уже двое владельцев щитов стали жертвами покушений. Еще один сел в тюрьму за вымогательство. Версия о том, что покушение связано именно с ситуацией на рынке, стала основной и в случае с Ткачевым.
Вчера утром, когда Ткачев заходил в свой офис на Ленинградском проспекте, по нему открыли огонь из пистолетов два человека в униформе распространителей печатной продукции. Одна пуля застряла в плече, и вечером ему сделали операцию. По словам гендиректора NewsOutdoor Максима Железняка, Ткачев сможет вернуться на работу через несколько дней.

Владимир Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств, сказал, что сегодня ассоциация отправила письмо, где выражалась поддержка Ткачеву. "Он всегда боролся за открытость в рекламном бизнесе, вел работу открыто и честно. Неспроста именно Ткачев стал российским партнером одного из крупнейших мировых медийных инвесторов - Руперта Мердока", - говорит Евстафьев. По его словам, РАРА также отправила письмо министру внутренних дел с просьбой обратить особое внимание на расследование покушения.

Ткачев создал свою компанию в начале 90-х. В прошлом году ее оборот достиг $30 млн. Около года назад контрольный пакет акций NewsOutdoor приобрел холдинг Руперта Мердока NewsСorp, а сам Ткачев стал председателем совета директоров компании.

Головинская межрайонная прокуратура между тем завела уголовное дело и, по словам представителя ОВД Северного административного округа, считает основной версию о том, что покушение на Ткачева связано с его работой. Подробно о своих предположениях в органах говорить отказались.

Сектор "наружки" - один из самых динамичных на рекламном рынке. По оценке агентства "Эспар-Аналитик", объем рынка щитовой рекламы в прошлом году составил $275 млн, это на 67% больше, чем в 2000 г. (весь рекламный рынок увеличился на 54% ).

Между тем коллеги Ткачева на условиях анонимности говорят, что ситуация в секторе наружной рекламы обострилась в конце прошлого года. Тогда московские власти решили сократить количество рекламных щитов в пределах Садового кольца на 20%. Крупные носители - размером 3 х 6 м - стали снимать. В основном эти щиты принадлежали компании "Атор", гендиректор которой Владимир Каневский был убит в феврале этого года. А несколько недель назад в центре города стали появляться крупные щиты другого типа (размером 4 х 8 м) , принадлежащие компании "Нью Форм Интернейшнл", которая работает под брэндом "Радуга". Ткачев счел такое развитие событий несправедливым и пожаловался мэру Юрию Лужкову.

В своем письме, копия которого имеется в распоряжении "Ведомостей", рекламщик писал, что его компания "и большинство других компаний, работающих в Москве, шокированы происходящим на наших глазах". Возмущение основателя NewsOutdoor вызвало то обстоятельство, что конструкции "Нью Форм Интернейшнл" установлены "с грубыми нарушениями действующих "Правил размещения наружной рекламы" - в частности, без согласования с городскими властями. В заключение Ткачев просил Лужкова дать указание Управлению по делам наружной рекламы "принять меры" к тому, чтобы новые конструкции были разобраны.

Высокопоставленный представитель Управления по делам наружной рекламы подтвердил "Ведомостям", что письмо в мэрии получили и теперь проверяют изложенные в нем факты.

В "Нью Форм Интернейшнл", впрочем, историю с письмом Ткачева считают завершенной - по словам одного из руководителей агентства Тони Ямминена, компания имеет все необходимые лицензии и уже отправила Лужкову и его заместителю Александру Музыкантскому свои объяснения.

Новость о нападении на Ткачева для Ямминена оказалась неожиданной. "Максим мой друг ", - сказал он и исключил какую-либо причастность "Нью Форм Интернейшнл" ко вчерашнему покушению.

А гендиректор "Атора" Михаил Лернер отказался обсуждать с "Ведомостями" вчерашний случай.

Впрочем, ситуация с заменой одних крупных щитов в центре города другими не единственный источник напряженности в секторе "наружки". На днях правительство Москвы должно объявить о тендере на право размещать рекламу в метро. Условия тендера пока не объявлялись, но агентства вовсю готовятся к нему. По словам генерального директора "Эспар-Аналитика" Андрея Березкина, это будет одним из главных событий года на рынке. По разным оценкам, ежегодный оборот подземной рекламы составляет от $10 млн до $20 млн.

Сейчас правом размещать рекламу в подземке владеет агентство "Метрос". Оно готовится бороться за это право и на предстоящем тендере. Однако весной этого года компания лишилась своего генерального директора Александра Бабаяна - он был осужден Мещанским муниципальным судом на семь лет лишения свободы за вымогательство.

Руководитель агентства "Метрос" Вачиган Акопян отрицает, что покушение каким-либо образом могло быть связано с этим тендером. По его словам, условия тендера пока не объявлены, а поскольку NewsOutdoor - лишь один из десятка претендентов на работу с рекламой в метро, то убийство руководителя NewsOutdoor не имело бы смысла.

04.06.2002 
Сергей Рыбак
Алексей Никольский
Ведомости