10.07.2002
МАП наступает на металлургов

Министерство по антимонопольной политике начало расследование против крупнейших производителей стали - Магнитки, "Северстали" и НЛМК. Чиновники подозревает их в том, что они вступили в сговор, одновременно подняв цены на свою продукцию, поставляемую трубным заводам, предприятиям автопрома и судостроителям.
Глава пресс-службы МАПа Лариса Булгакова рассказала "Ведомостям", что инициатором расследования выступило само министерство. Причиной стало то, что с 1 июля крупнейшие отечественные меткомбинаты - Магнитогорский, Новолипецкий и "Северсталь" - на 4 - 20% увеличили отпускные цены. Эти комбинаты, по расчетам МАПа, - монопольные поставщики металлопродукции для российских промышленных потребителей: 16,9% потребностей закрывает НЛМК, 16,5% - "Северсталь", 14,3% - ММК. МАП подозревает монополистов в том, что они подняли цены в результате сговора.

По словам Булгаковой, расследование продлится около двух месяцев, а если подозрения МАПа подтвердятся, то дело будет передано в суд. Судебные разбирательства могут занять около года. Если в итоге будет доказан факт сговора, то, по словам Булгаковой, в пользу государства будет взыскана прибыль, полученная комбинатами в результате поднятия цен.

Пока же МАП запросил у металлургов подробную информацию о динамике цен на мировом рынке, энергетической и транспортной составляющей в себестоимости металла и проч. Изучив их, МАП хочет понять, насколько обоснованны аппетиты монополистов.

Пресс-секретарь НЛМК Андрей Сидоров сказал "Ведомостям", что никакого сговора не было, а цены увеличились из-за повышения цен на услуги естественных монополистов. Солидарна с ним и пресс-секретарь "Северстали" Ольга Ежова. Она сказала, что повышение цен - это объективная реальность, вызванная ростом себестоимости металла и увеличением цен на внешнем рынке.

Примечательно, что последний фактор, равно как и недавняя отмена 5% -ной экспортной пошлины на сталь, сделал привлекательными экспортные поставки. В итоге металл не только дорожает, но и становится дефицитом. Например, заместитель гендиректора Объединенной металлургической компании (ОМК) Эдуард Степанцов рассказал "Ведомостям", что раньше заводы ОМК имели запасы металла, а сейчас вынуждены работать с колес. А гендиректор НТМК Сергей Носов говорит, что сейчас комбинат собирается даже устраивать тендеры среди своих покупателей. Раньше все было наоборот: НТМК, как поставщик, участвовал в тендерах, которые устраивали потребители - трубные заводы.

По словам Ежовой, меньше всего повышение цен на сталь должно волновать автозаводы, так как цена на металл формирует лишь 8% себестоимости их продукции. Однако именно автомобилисты проявляют наибольшую активность в критике металлургов. МАП ссылается на недавнее письмо председателя совета директоров ГАЗа Николая Пугина, в котором говорится, что удорожание стали на 20% приведет к увеличению отпускных цен на автомобили на 10 - 12%. А вчера Пугин заявил журналистам, что с 26 июля ГАЗ вообще планирует остановить на 10 дней производство "Волг" из-за нехватки средств на закупку металлопроката.

Производители труб более спокойны. Президент Фонда развития трубной промышленности России Илья Кокарев заявил "Ведомостям", что поддерживает начинание МАПа. При этом Кокарев считает, что металлурги, конечно, договорились о повышении цен, но только устно. "Учитывая это, я считаю, что МАПу будет сложно доказать факт сговора и довести это дело до конца", - сказал Кокарев.

Впрочем, среди производителей труб есть и другие мнения. "На этом металлурги не остановятся, в августе мы ожидаем очередного повышения цен, - говорит гендиректор торгового дома ТМК Сергей Денисенко. - И мы, в свою очередь, рассматриваем возможность поднятия цены на свою продукцию".

Источник: Ведомости