21.08.2002
Естественный отбор ГСГА. Число авиакомпаний принудительно уполовинят

Для российской авиационной отрасли 2003 год станет годом банкротств и поглощений. К этому авиакомпании подталкивает Госслужба гражданской авиации (ГСГА) - ведь вводимые с начала 2003 г. более жесткие требования по безопасности полетов не сможет выполнить половина существующих авиакомпаний.
Руководитель ГСГА Александр Нерадько в недавнем интервью "Интерфаксу" уверял, что безопасность полетов российской авиации последние годы вовсе не снижалась, а "неблагоприятную картину создают некорректные высказывания отдельных специалистов". Тем не менее госслужба решила ужесточить требования к безопасности, а заодно и подтолкнуть авиаперевозчиков к консолидации.

"Мы не можем напрямую регулировать рынок, требовать от перевозчиков консолидироваться, - поясняет замруководителя департамента летных стандартов ГСГА Анатолий Павленко. - Но тем компаниям, которые нарушают меры безопасности или неблагонадежны в финансовом отношении, мы просто не будем выдавать новые сертификаты и пролонгировать лицензии".

По словам Павленко, в подготовленных поправках в "Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности и эксплуатации воздушных судов" ГСГА детализирует требования по безопасности, пропишет механизм применения штрафных санкций и ужесточит требования к финансовому состоянию перевозчика. Раскрывать детали нового документа Павленко не стал, поскольку поправки еще не прошли согласования в Минюсте.

Однако Александр Нерадько уже объявил, что каждая авиакомпания с 2003 г. будет обязана иметь собственную базу технического обслуживания самолетов в аэропорту базирования. В ГСГА знают, чем это обернется для перевозчиков: ужесточение требований к безопасности приведет к сокращению числа авиакомпаний вдвое (сейчас их зарегистрировано 245). Впрочем, авиационным властям не жалко обреченных, ведь по статистике 90% перевозок сейчас выполняют 75 крупнейших компаний, а карликовые авиаперевозчики зачастую экономят на надежности и безопасности.

"Мелким авиакомпаниям воздушные суда достались бесплатно, и они стремятся заработать на них, ничего не вкладывая, хотят прорваться на московский рынок и международные рейсы, демпингуют, - говорит замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - Сокращать число авиакомпаний, конечно, не самоцель, а вот упорядочить рынок надо".

А вот представитель небольшой грузовой авиакомпании "Добролет" Валерий Недоступ считает, что чиновники просто лоббируют интересы крупных авиакомпаний, а их конкурентов вытесняют с рынка с помощью административных рычагов. В результате их усилий, по мнению Недоступа, просто увеличатся тарифы на перевозки.

Аналитик "Атона" Александр Агибалов считает инициативу чиновников позитивной. "На внутренних рейсах очень высокая аварийность. Как раз там, где работают мелкие авиакомпании, создававшиеся при аэропортах, КБ, госструктурах, администрациях регионов и т. п. , у которых нет денег на поддержание самолетов в должном техническом состоянии. А что касается возможного роста расценок на авиаперевозки или симпатий чиновников к "Аэрофлоту" или "Ист Лайну", то я скажу, что лучше летать, чем падать", - говорит аналитик.

Источник: Ведомости