08.01.2003

Рекламные итоги: "Традиционный интернет"



Чем характеризуется рекламный рынок-2002? Не в последнюю очередь – его ростом. Чем характеризуется рынок рекламы в интернете? В первую очередь – его ростом. В 2002 году интернет перестал быть белым пятном для рекламодателя, а интернет-бизнес перестал ассоциироваться с мыльным пузырем.

Интернет вошел в жизнь значительной части россиян, а, следовательно, в поле зрения бизнес-сообщества. Вообще, 2002 можно по праву назвать первым годом «традиционного интернета». Этому есть несколько как объективных, так и субъективных причин.

-«Фактор Масяни»

2002 год многим запомнится одной странной девочкой из Питера, придуманной питерским же художником, и запущенной в массы московским тележурналистом.

Не думаем, что художник или журналист знали, какое полезное дело они сделали для интернета. Продукт, выходящий в прайм-тайм на ведущем телеканале!

Разумеется, Масяня – всего лишь яркий пример того, как входил интернет в нашу жизнь. Ведь можно еще вспомнить и реалити-шоу «Последний герой», чья онлайн-компонента пользовалась огромной популярностью, и присутствие в программе «Что? Где? Когда» вопросов от интернет-аудитории, и многие другие телевизионные и не только проекты, для которых стало просто необходимым иметь собственный сайт в интернете.

Вообще 2002 стал годом трансформации нескольких сущностей из элитарных, модных или маргинальных в общеупотребимые. Например, именно в этом году мобильная связь стала доступной если не для большинства населения России, то для большинства населения больших российских городов.

Мобильная связь стала привычной, широко распространенной, а мобильные телефоны превратились в товары широкого потребления. При этом нельзя сказать, чтобы в 2001 году они были чем-то уж очень элитарным. Нет, просто в минувшем году, согласно закону диалектики, количественные изменения перешли в качественные.

Как нам представляется, с интернетом, а правильней, с представлением об интернете у жителей больших городов произошла подобная метаморфоза. Да, рост аудитории не очень значителен, но интернет стал частью информационного, культурного, политического пейзажа, закрепился в нем. Обычным делом стало с ним не просто ладить, но и считаться. И это изменение не могло не быть замечено и рекламодателями, и рекламными агентствами. Произошел своеобразный «идеологический переворот»: человеку очень сложно работать с чем-то непонятным, новым. И гораздо проще – со знакомым, привычным. Это правило верно и для рекламного сообщества.

Интернету удалось в 2002 году самое главное – он вошел в нашу жизнь.

-Преимущества перед другими медиа-носителями, площадками

Каково основное конкурентное преимущество интернет-рекламы перед другими видами рекламы? Несомненно, в 2002 году таким преимуществом была стоимость рекламной кампании. Достаточно заметную кампанию в сети сегодня можно провести, потратив на нее сумму, равную стоимости нескольких секунд рекламного времени на центральных телеканалах или газетной полосе в ведущих изданиях. В серьезном рекламном бюджете интернет занимает последние строчки. Это и плюс, и минус одновременно. Интернет или не воспримут всерьез, или все-таки решат поэкпериментировать, попробовать. В 2002 году крупный рекламодатель решил попробовать – на ведущие площадки пришли операторы мобильной связи, автопроизводители, некоторые мировые брэнды. Сохранится ли эта тенденция в следующем году? Мы думаем, что да.


Но кроме брэндов существует масса других рекламодателей, которые открыли в 2002 году для себя интернет. Для многих (если не сказать – для большинства) средних и мелких рекламодателей в этом году перестало быть доступным телевидение. Как одна из альтернатив ему и была рассмотрена Всемирная паутина.

Для целого ряда компаний интернет вообще является наиболее адекватной рекламной средой. Не удивительно обилие в интернете рекламы автомобильных салонов. Аудитория интернета по определению является более обеспеченной, состоятельной, нежели аудитория практически всех иных медийных сред (об этом свидетельствует как статистика, так и здравый смысл). Кроме того, здесь гораздо проще и эффективней таргетировать рекламные показы, работать с целевыми группами.

-Активность основных игроков рынка, площадок, агентств

Важнейшую роль в росте рекламного интернет-рынка сыграли сами интернет-площадки и агентства, занимающиеся рекламой в сети. Что такое интернет-реклама несколько лет назад? Хаотично разбросанные баннеры – «фантики» самых разных стандартов и форматов. Уже тогда было совершенно очевидно, что интернет может и должен предложить гораздо более интересные виды рекламы – совершенно не были задействованы его мультимедийные, интерактивные возможности. Причем очевидно это было и потенциальным рекламодателям, и представителям рекламных агентств, которые честно признавались в неспособности (или нежелании) произвести что-то в этой сфере новое.

Однако в 2002 году самим онлайновым рекламным сообществом было предложено несколько десятков нестандартных рекламных решений.

Во-первых, самое широкое распространение получили новые рекламные форматы – т.н. rich media, «телевизор», «экран», позволяющие создать максимально креативные, яркие, запоминающиеся рекламные сообщения. Новые форматы визуального и идеологически значительно сблизили рекламу в интернете с рекламой телевизионной: в ряде случаев рекламодатель получил возможность продемонстрировать своей аудитории в интернете полноценный игровой ролик. И такого рода унификация, безусловно, была отмечена рынком.

Во-вторых, была проявлена гибкость в использовании старых стандартов. Рекламные агентства стал проявлять изобретательность: появились баннеры-тизеры, интересные предложения по одновременному использованию нескольких рекламных мест на одной площадке одновременно и т.п.

Наконец, в интернет пришли широко используемые сегодня в оффлайновой рекламной среде технологии BTL. Рекламодателю было предложено множество способов рассказать о себе, своих товарах или услугах, проведя интерактивный, лотерею, предложив пользователю сыграть в игру. Иными словами, рекламное сообщество наконец решило использовать интерактивную компоненту интернет-среды. Зачем назойливо лезть в глаза своим рекламным сообщением, когда в интернете есть множество способов создать лояльную себе аудиторию?

-Распространение высокоскоростного доступа в интернет

Немаловажную роль в появлении новых рекламных предложений сыграло технологическое развитие интернета (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге), имевшее место в 2002 году – ведь для того чтобы адекватно воспринимать новые рекламные форматы, зачастую достаточно «увесистые», пользователю просто необходимо иметь хороший, быстрый канал связи.

Резюме

Благодаря вышеописанным активностям, по экспертной оценке Дней.ру, оборот интернет-рекламы достиг в 2002 году цифры в 15 миллионов долларов. (Следует пояснить, что данная сумма включает в себя не только прямую рекламу, то есть размещение на площадках, но также и бюджеты, полученные веб-разработчиками на создание сайтов, рекламных носителей и т.п.)

Много это или мало? С одной стороны, если сравнивать этот показатель с рынком телевизионной или даже радиорекламы, он сравнительно невелик. С другой стороны, это значительный (до 300%) рост по сравнению с 2001 годом.

Прогноз на 2003 год

Согласно нашим прогнозам, рынок интернет-рекламы в 2003 году продолжит уверенный рост и увеличится к концу года вдвое.

Каковы предпосылки?
-Во-первых, произошедшая в минувшем году смена идеологий: интернет стал традиционным медиа, а, следовательно, и традиционной рекламной средой.

-Во-вторых, в интернет продолжат приходить ведущие мировые и российские брэнды.

-В-третьих, увеличение рекламодателей автоматически увеличивает цены на размещение на ведущих площадках.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что интернет-реклама – итоги 2002 года наглядно это продемонстрировали – заняла свое место в арсенале маркетолога. Стала эффективным и действенным, более того – традиционным инструментом воздействия на потребителя.

Источник: Дни.ru