28.02.2003

Кофе все больше завоевывает российского потребителя. Российский рынок кофе прибавляет по 6-8% в год и темпы снижать не намерен



По данным Российской ассоциации производителей чая и кофе ("Росчайкофе"), в 2002 году объем российского рынка составил 97-100 тыс. тонн, или около $1 млрд. По прогнозам ассоциации, в этом году возможно закрепление тенденций по переносу расфасовки растворимого кофе на территорию России, а также строительство производств полного цикла по выпуску растворимого кофе.

Рынок меняется на глазах

За последние годы рынок претерпел ряд существенных изменений. Если в 90-х рынок рос за счет увеличения поставок готового расфасованного продукта, то с наступлением нового века в стране стали появляться фасовочные предприятия западных производителей и производства полного цикла.

Все эти предприятия сосредоточены в основном в Центральном, Северо-Западном и Южном регионах, где проживает большая часть потребителей кофе.

Каждая компания, представляющая на российском рынке растворимый кофе под своей торговой маркой, имеет на территории страны фасовочные цеха. По мнению игроков рынка, перенос фасовки в Россию и создание отечественных производств полного цикла являются перспективными направлениями, способными изменить рынок.

Столицы перешли на натуральный кофе

85% натурального кофе производится внутри страны. Компании, работающие в этом сегменте, закупают зеленые кофейные зерна, прожаривают, размалывают и расфасовывают готовую продукцию.
Лидерами рынка натурального кофе уже несколько лет являются только российские компании. В 2002 году - ОАО "Русский Продукт", ЗАО "КУППО", ЗАО "Московская кофейня на паяхъ", ЗАО Компания "Золотые Купола" и "Компания Продукт-Сервис".
Исследования компании "Комкон-СПб" показали, что в прошлом году на фоне снижения потребительского предпочтение в сегменте растворимого кофе, наблюдалось увеличение потребления натурального молотого кофе. Особенно в Москве и Петербурге.

Растворимый кофе держит позиции

Рост рынка операторы связывают прежде всего с формированием в стране культуры потребления этого напитка. Появление кофеен свидетельство тому. В 2002 году на одного россиянина пришлось около 650 грамм кофе. В ближайшие годы потребление будет увеличиваться.

В странах, где кофе является "частью истории", основные объемы продаж приходятся на натуральный кофе (в зернах или молотый). В России, где кофе еще не стал "национальным" напитком, потребители в большей степени свое предпочтение отдают растворимому кофе.

Исследования компании "Бизнес Аналитика" показали, что доля растворимого кофе на рынке в последние 2 года близка к 50%. На натуральный кофе в прошлом году пришлось 16% рынка. Примерно такое же соотношение натурального и растворимого продукта наблюдается в другой "чайной" стране - Великобритании.

Реклама отвечает за потребителя

В 2002 году компании Nestle, Kraft Foods, Cacique, Tchibo, Milagro Food заняли около 80% отечественного рынка растворимого кофе. Ведя агрессивную рекламную кампанию, они "приручили" к своей продукции потребителя (крупнейшими рекламодателями на российском рынке в 2001 году были Nestle, Tchibo, Kraft Foods, затратившие на рекламу более $150 млн).

В прошлом году россияне предпочитали марки Nescafe, Pele, Tchibo и Maxwell House. Причем если москвичи больше пили Cafe Pele, то петербуржцы - Nescafe Classic.
Несмотря на то что в секторе растворимого кофе более 100 торговых марок, компании, уверенно чувствующие себя на рынке, регулярно выводят новые. Причем под новыми марками чаще выводится кофе класса "премиум". Так, в прошлом году появились новые марки кофе Elite, Milagro, Moccona, Grand, Kaffa и др.

"Кофе в пакетиках" выглядит убедительно

Достаточно новым является сектор кофейных смесей. В последние годы он занял треть рынка и продолжает динамично развиваться - все больше компаний, занимающихся фасовкой растворимого кофе, начинают выпускать порционные кофейные смеси.

В прошлом году потребители больше всего пили Nescafe Classic (3 в 1). Также пользовались популярностью Nescafe Capuccino, MacCoffee и Golden Eagle. Тем не менее в России потребление этого кофейного напитка в 2002 году осталось на уровне 2001 года. А в Петербурге даже уменьшилось.

Источник: DP.RU