20.03.2003

Стоит ли нам ждать информационного взрыва?

На прошедшей в рамках VII Российского Интернет Форума (РИФ) секции «СМИ в интернете» аналитик интернет-холдинга «Рамблер» Леонид Делицын отметил, что одним из ключевых движущих факторов роста популярности интернет-СМИ являются информационные взрывы, которые происходят в конце лета или осенью — через каждые 13 месяцев. Если продолжить эту цепочку, звеньями которой являются теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и 24 ноября 2002 года в Москве, можно предположить, что поводом для следующего информационного взрыва должны стать парламентские выборы, которые пройдут в России 14 декабря 2003 года. Но этому, скорее всего, не суждено сбыться, потому что война в Ираке с каждым часом становится все более вероятной и все более очевидной. Уже сейчас все телеканалы начинают выпуски новостей с событиями вокруг Иракского конфликта, а канал НТВ в своих информационных выпусках показывает часы, отсчитывающие окончание срока действия ультиматума президента Буша. С вопросом «Стоит ли нам ждать информационного взрыва из-за войны в Ираке» мы обратились к руководству и редакторам нескольких информационных сайтов Рунета:

Александр Гагин, «Российская Газета»:

— Еще полгода назад промоутер ДИВ ВГТРК Иван Тулинов предлагал зарегистрировать Ирак.Ru и сделать посвященный этой теме проект. Я в тот момент сказал, что это не нужно, потому что тема Ирака нам здесь не так уж интересна. Но при этом я никак не ожидал, что американцы будут тянуть душу так долго. Тема Ирака так всех достала, столько ее СМИ мусолили, что теперь уже интерес будет — как интерес к концу навязшего на зубах сериала. Но будет ли настоящий информационный взрыв — тут процентов 50. Это реально зависит от того, как это скажется на кошельке россиянина через цену на нефть и курс доллара. Скорее всего — не скажется. И всплеск интереса будет, а взрыв — нет.

Наталья Лосева, «Известия»:

— Основной пик придется на момент фактического начала войны и продержится сутки, потом будут ситуативные всплески на фоне примерно двукратного увеличения аудитории информационных интернет-СМИ. А вот как дальше — даже не берусь предполагать, все зависит от продолжительности военной части конфликта, событий, которые будут им спровоцированы. Не дай Бог ответных терактов в России и Москве, которые могут так или иначе сопрягаться с Иракским конфликтом.

Елена Березницкая-Бруни, Newsru.Com:

— Очередной информационный взрыв уже, на мой взгляд, начался. Только это скорее волна, а не взрыв. Поэтому и рост активности, я ожидаю, будет более плавный и предсказуемый, чем это было, скажем, 11 сентября или во время Норд-Оста. Мы имеем дело с давно ожидаемым событием.

Антон Носик, Лента.Ru:

— Это очень серьезно зависит от того, удастся ли американцам блицкриг, сколько будет «фальстартов» на пути к началу военных действий, в котором часу начнется настоящий action, будет ли это будний либо выходной день и т.п.. Сама по себе новость «Американцы начали бомбить территорию Ирака» тянет на единовременное (в пределах часа от первого анонса) увеличение аудитории в 3—4 раза по сравнению со среднемесячным значением. Скажем, если среднее значение у «Ленты» в рабочие дни/часы — 7—8 тысяч уникальных пользователей в час, то с момента полноценного, авторитетного и окончательного объявления о начале боевых действий можно ожидать прихода 30—35 тысяч человек в час (исхожу из того, что американцы нападут поздно ночью, а данные о результатах первых атак начнут поступать с началом рабочего дня мск).

Но это, как уже сказано, произойдет при условии четкости в фиксации момента первой бомбежки. А против этого дружно выступят и США, и Ирак: начиная с вечера вторника 18 марта, независимо от реального хода приготовлений к войне, начнут каждые 15—25 минут поступать (и в том же темпе опровергаться) «свидетельства очевидцев» с обеих сторон, что кто-то там где-то увидел первую бомбу, первый самолет, первый взрыв ракеты на земле, первый ответный иракский залп по Израилю и т.п. Еще уроды-баннермейкеры напекут впрок баннеров «Война в Ираке началась» и начнут их досрочно крутить, увеличивая путаницу в головах читателей. Из-за этих фальстартов момент начала войны может быть изрядно смазан: люди просто устанут реагировать на каждый крик «Волк! Волк!»

Если же говорить не о первых часах, а о более долгосрочном эффекте, то я предвижу удвоение суммарного трафика в первую неделю войны, что даст 20—25% увеличения числа посетителей в месяц — в любом случае. Продержится ли ажиотажный спрос больше недели, зависит от того, как кампания у них пойдет.

Это все, впрочем, при допущении, что война действительно начнется.

Михаил Гуревич, Утро.Ru:

— Интерес к иракской проблеме уже вызвал резкое увеличение посещаемости интернет-СМИ. Хотя конечно пик все еще впереди. С точки зрения посещаемости, на мой взгляд, наиболее интригующий момент: штурм Багдада. Городские бои и местонахождение Саддама — главная новость операции. А сама операция уже фактически началась. Журналистам, в том числе и онлайновым, уже надоело ждать официального старта операции и еще в понедельник все СМИ начали сообщать о подробностях иракского кризиса в военном режиме.

Павел Житнюк, ИА «Росбалт»:

— Взрыва, мне кажется, не будет. Во-первых, в самом Интернете пользователи уже «перекормлены» баннерами с Саддамом, Америкой и прочими атрибутами иракской проблемы. Во-вторых, по всем СМИ тема растягивается уже достаточно долго, уже прошла масса передач, статей и т.д. — и в общем, уже понятно, чего ожидать. Всем ясно, что война будет, сейчас только вопрос времени. А взрыв бывает только тогда, когда происходит что-то неожиданное: «Курск», 11 сентября, Дубровка. Вот тогда сервера лопаются, образно говоря. Всплеск, безусловно, будет, и думаю, достаточно большой. А взрыв — вряд ли.

Мария Говорун, «Россия в глобальной политике»:

— Война с Ираком уже началась. Но сейчас она имеет только информационную сторону. Начало военных действий, конечно, вызовет всплеск активности СМИ, который будет довольно стабильным первые несколько дней. Но на постоянный ажиотаж рассчитывать не стоит. Интерес читателей будет не намного больше, чем к чемпионату мира по футболу.

Источник: WEBPLANET.RU