20.03.2003

Раздача бокалов. Россия меняет водку на вино



Россия в ближайшие годы начнет пить больше вина, что поставит россиян на одну ступень с европейцами. Ведь вино традиционно предпочитают люди обеспеченные и высококультурные. По крайней мере, именно так считают западные аналитики: в одном из последних аналитических отчетов, оказавшемся в распоряжении "Известий", российский рынок вина наряду с китайским называется самым перспективным в мире. С западными аналитиками согласны и российские. Правда, каждая седьмая бутылка вина в стране - подделка.

Примерно 5,3% роста в год обещает российскому винному рынку в 2003-2006 годах французский аналитик BNP Paribas Николя Фаэ. Прогноз для самых крупных винных рынков мира - США и Великобритании составляет 2,6% и 4% соответственно. По словам аналитика, российский винный рынок сейчас сопоставим по динамике роста с китайским (7% в год). Причем если китайцы в основном пьют вино дешевое, то россияне год от года потребляют все более изысканные и дорогие вина.

Российские аналитики расходятся во мнениях по поводу роста российского рынка вина, но считают оценки французов слишком скромными. Так, эксперт UFG Алексей Кривошапко считает, что рынок будет расти как минимум на 12% за год в течение следующих 8 лет. Почти те же темпы роста - 9-10% в год прогнозирует компания "Бизнес-аналитика". Но эксперт этой компании Георгий Тварчелидзе оценивает их как медленные: "На российском рынке вина бума ждать не приходится. Пивные темпы роста (15-20% в год. - "Известия") этому рынку и не снились".

Но при всех благоприятных прогнозах вино вряд ли спасет россиян от алкоголизма. Основная причина - неискоренимая любовь к водке. По данным Госкомстата, доля алкоголя в абсолютном выражении (то есть в пересчете на чистый спирт) распределяется так: 73% приходится на крепкие напитки, 17% - на пиво и 7-9% - на вино. Причем натуральные и качественные вина в общем потреблении занимают еще меньше. "Это соотношение должно изменяться в пользу пива и вина - в целях оздоровления", - говорит исполнительный директор Российского союза пивоваров Вячеслав Мамонтов. - "От цирроза печени в принципе никто не застрахован, но в основном он грозит при неумеренном потреблении алкоголя".

Другая причина, которая не позволяет говорить о том, что культура пития на Руси растет, - огромное количество подделок. "Основной потребитель вина - средний класс. А то, что пьют люди с низким достатком, - сплошь фальшивка. Этот продукт может быть безопасен для здоровья, но это просто не вино", - говорит советник гендиректора компании "Холдинг Вин" Олег Максименко.

Дешевых вин (до 70 рублей в розницу) в России продается куда больше, чем дорогих. По оценкам главы Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, на них приходится примерно 60% общего количества продаваемого вина. На сегмент от 70 до 180 рублей приходится еще 25-30%, а остальное - на дорогие вина.

В среднем ценовом сегменте, который в России представлен винами из бывших союзных республик, подделок тоже много - примерно две трети. Как сообщили "Известиям" в Департаменте потребительского рынка и услуг Москвы, спиртные напитки поставляются в столицу из 31 страны. Вина из Франции, Испании, Италии, Чили, Аргентины подделывают нечасто, а вот недорогие вина из Молдавии и Грузии - повсеместно. Подделки есть и в дорогом сегменте. "Если грубую подделку можно определить на глаз, то качественный фальсификат - только в лаборатории, - говорит Анаида Сарьян, эксперт лаборатории ВНИИ пиво-безалкогольной и винодельческой продукции. - Высокая цена тоже не всегда говорит о качестве - например, качество довольно дорогого (от 250 рублей) грузинского вина далеко не всегда соответствует цене".

Например, по словам Олега Максименко, настоящей "Хванчкары" в России просто быть не может. Грузинская деревня Хванчкара (а именно здесь растут сорта винограда, из которого потом делают этот известный бренд) в год может обеспечить примерно 35-40 тыс. бутылок этого вина. Стоит оно баснословно дорого и полностью расходится по кабинетам VIP-персон Грузии.

Кроме того, не все, что продается в бутылках с этикеткой "вино", на самом деле таковым является. "На этикетке указывается ГОСТ, который ничего не говорит потребителю, и страна, где вино было бутилировано, - говорит Елена Муштак, замгендиректора компании "Малета". - Происхождение виноматериала остается покупателю неизвестным: виноделы, закупающие дешевое сырье где-нибудь в Молдавии или Болгарии, не хотят это афишировать. Где именно рос виноград, из которого сделано вино, определить может только специалист".

В прошлом году Госторгинспекция проверила 70 тысяч декалитров вина, из них 14,5% забраковано. "В 2002 году мы проверили качество вин, выработанных отечественными производителями", - рассказывает "Известиям" Сергей Хавронюк, руководитель управления департамента Госторгинспекции РФ по Московской области. - Из 33 отобранных образцов 4 оказались фальсификатами, а 15 - нестандартными по органолептическим и физико-химическим показателям. Кроме того, часть напитков была изготовлена на техническом спирте и без виноградного виноматериала. Среди производителей некачественного вина - Владикавказский пищекомбинат, ООО "Московский винзавод", ООО "Хаади-Ойл", ЗАО "Жемчуг" и др.

Источник: Известия