20.03.2003

В ближайшие месяцы в Москве появятся супермаркеты калининградской розничной сети "Алтын".



Руководство сети рассчитывает, что магазины станут якорными арендаторами нескольких торговых центров. Калининградские ритейлоры проявляют завидную активность за пределами своего региона: дело в том, что в самой столице "янтарного края" сетевые структуры контролируют 90% розничной торговли и конкуренция между ними беспрецедентно высока.
Калининградская сеть магазинов "Алтын" из четырех супермаркетов и 28 дискаунтеров принадлежит калининградской компании "Автозапимпорт". Оборот сети не разглашается, но, по оценкам других калининградских ритейлоров, он находится в диапазоне $20 - 30 млн в год.

По словам заместителя председателя совета директоров ЗАО "Алтын" Александра Муталенко, в столицу "Алтын" намерен выйти с магазинами крупного формата. "Для нас здесь приоритетно открывать супермаркеты площадью 5000 - 6000 кв. м в торговых центрах", - говорит он. По словам Муталенко, в ближайшие несколько месяцев супермаркеты "Алтын" откроются сразу в трех округах Москвы: Юго-Восточном, Западном и Юго-Западном. Торговые центры, в которых откроется "Алтын", Муталенко не называет. Однако, по его словам, до 2005 г. компания планирует открыть в Москве до 15 объектов, в которые вложит $30 - 40 млн.

Ритейлоры из регионов действуют на столичном рынке весьма активно. В декабре 2001 г. первый дискаунтер в Москве открыла петербургская "Пятерочка" (сейчас здесь ей принадлежит уже 61 магазин). В мае 2002 г. в столице начала работать калининградская продуктовая сесть "МДМ-Виктория" с дискаунтерами "Дешево" (сейчас в Москве их девять). У краснодарской сети "Магнит" в Москве работают 15 дискаунтеров под вывеской "Нестеровские". "Стремление регионалов торговать в Москве закономерно, - считает гендиректор компании "РАО Консалтинг" Александра Славянская. - В их глазах Москва - это рынок в десятки раз больше любого регионального, к тому же освоенный всего на 50 - 55%. Новые магазины тут окупаются в 2 - 3 раза быстрее, чем в регионах, - за полтора года".

Говорить, что приход региональных ритейлоров на столичный рынок принял массовый характер, рано. Однако Калининград стоит особняком от остальных регионов. "Алтын" - после сети "Дешево" уже второй розничный проект, запущенный калининградцами в Москве. Для крупнейших ритейлоров города выход в Москву, а позже в Петербург - одна из стратегических задач. Такую активность на столичном направлении сами калининградцы объясняют жесткой конкуренцией на родном рынке.

Сейчас в Калининграде работают как минимум четыре крупных сетевых оператора: "Алтын", "МДМ-Виктория" (три супермаркета, 19 дискаунтеров, два cash & carry) , компании "Вестор" и "Семья". В сети входят магазины площадью от 200 - 300 кв. м до 7000 кв. м. Население Калининграда насчитывает 430 000 человек, и, по оценке Муталенко, на сети приходится 90% розничного оборота города (в Москве на сети приходится всего 12 - 14% товарооборота). "Мы достигли рекорда концентрации торговли. Дальше идти некуда, поэтому не остается ничего другого, как искать новые рынки", - говорит Муталенко.

Столичные ритейлоры к появлению новых региональных конкурентов отнеслись со скептицизмом. "Их желание - это одно, а возможности - совсем другое. Регионалам надо открыть сразу хотя бы 10 магазинов, чтобы получить хорошие скидки от поставщиков и установить конкурентные цены. А для этого нужно иметь хотя бы $10 млн для инвестиций. Кроме "Пятерочки" успешных примеров прихода иногородних я не помню. Открывают по 2 - 4 магазина - и останавливаются", - говорит президент ассоциации "Столица" Олег Горбольский.

Впрочем, самих калининградцев скептицизм москвичей не смущает. "По эффективности наши сети если не превосходят московские, то уж точно не уступают. Мы научились нормально работать на наценке в 1,5 - 2 раза ниже, чем в Москве", - говорит гендиректор "МДМ-Виктории" Николай Власенко.

Источник: Ведомости