11.04.2003

По "Копейке". Торговая сеть разработала новую программу франчайзинга



Торговый дом "Копейка", недавно объявивший о планах покупки сразу нескольких розничных торговцев, собирается придать еще один импульс расширению своей сети, предложив независимым магазинам и сетям "облегченные" условия получения своей вывески на условиях франшизы. Как удалось выяснить "Ведомостям", "Копейка" ведет переговоры на эту тему как минимум с тремя столичными торговыми компаниями. Конкуренты "Копейки" отмечают, что франшиза становится единственной возможностью для быстрого развития торговой сети на рынке, на котором осталось мало "неподеленных" магазинов.
По заявленному годовому обороту ($182 млн) "Копейка" занимает сейчас пятое место среди московских продовольственных ритейлеров. Этой весной компания сделала ряд заявлений о стремлении побороться за "призовые места". На прошлой неделе президент ТД "Копейка" Александр Самонов сообщил, что компания планирует купить четырех ритейлеров - двух в Москве и двух в регионах. А вчера гендиректор ООО "Копейка-Москва" (входит в ТД "Копейка") Сергей Ломакин обнародовал амбициозные планы в области франчайзинга. Сейчас у "Копейки" два франчайзинг-партнера, располагающих тремя магазинами, но, по словам Ломакина, уже в текущем году на франчайзинговые магазины может прийтись до 15% всего оборота сети. Этому призваны послужить несколько мер.

Во-первых, специально под франчайзинг компания запускает новый формат магазинов - "Копейка-мини" площадью 350 - 400 кв. м - вдвое меньше стандартной "Копейки". "Работать по франшизе заинтересованы в основном владельцы одиночных магазинов. Их магазины в 90% случаев очень небольшие", - говорит Ломакин.

Во-вторых, "Копейка" намерена начать выдавать торговое оборудование своим франчайзи в лизинг. Сейчас такую услугу оказывает "Пятерочка" (у нее два франчайзинг-партнера в регионах). Правда, она выдает в лизинг лишь отдельные виды дорогого оборудования, а "Копейка" собирается предоставлять оснащение для всего магазина вплоть до стеллажей (стоимость комплекта оборудования для одного универсама составляет $280 000 - 320 000).

В-третьих, Ломакин утверждает, что роялти за использование марки и технологии будет ниже обычной, правда, цифры гендиректор "Копейка-Москва" назвать отказался (обычный размер роялти для универсама экономичного формата составляет в Москве 1,5 - 3% от оборота, для супермаркета - 4 - 5% ).

Как заявил Сергей Ломакин "Ведомостям", на запуск новой программы "Копейку" подвигнул успех первых франчайзинг-партнеров компании, сотрудничающих с ней уже год-два. "Франчайзи показали оборот на 30 - 40% выше планируемого, на уровне наших собственных магазинов - около $7 000 000 в год", - говорит Ломакин. Сами нынешние франчайзи тоже не против расширить отношения с "Копейкой". Сейчас готовит к запуску несколько магазинов ООО "Дорэкс-М" (оно уже владеет двумя "Копейками" на ул. 800-летия Москвы и Симферопольском бульваре). "Формат "Копейки" конкурентоспособен. Если рядом откроются "Перекресток" или "Седьмой континент", "Копейка" не потеряет оборота", - говорит гендиректор "Дорэкс-М" Евгений Эйкенрод. В число магазинов "Копейки" в ближайшем будущем могут войти несколько магазинов компании "Смайл" (сейчас у нее одна "Копейка") и шесть магазинов сети "Продмикс". Всего же в этом году "Копейка" планирует открыть в московском регионе около 15 франчайзинговых объектов.

У конкурентов есть своя версия активизации "Копейки" на поле франчайзинга. Это острый дефицит торговой недвижимости. "Свободных объектов нет, а продаваться сейчас никто не хочет. Франчайзинг - единственный способ развиваться, не покупая новых объектов", - говорит представитель одной из столичных сетей, не пожелавший представиться. В пользу этой версии говорит то, что в прошлом году "Копейка" открыла всего четыре новых магазинов против десяти в позапрошлом.

Впрочем, конкуренты "Копейки" не считают франчайзинг панацеей. "Если говорить о [торговых] компаниях, не многие из них хотят работать по франчайзингу", - говорит вице-президент по корпоративному развитию сети "Пятерочка" Феликс Стетой.

"Весьма смелая затея, - говорит директор по маркетингу ЗАО "Спар ритэйл" Андрей Скоробогатых. - Развиваться за счет франчайзинга - отличная идея. Но необходимо выдерживать отношения с партнером четко в рамках договора франшизы. Сомневаюсь, что "Копейке" удастся найти хотя бы 4 - 5 компаний, готовых четко работать в рамках ее франчайзингового договора".

Источник: Ведомости