15.04.2003

В России плохо едят шоколад

Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской на днях провела презентацию запуска первого этапа автоматизации производства, разработанную корпорацией "Парус". Питерская фабрика - первая среди кондитерских фабрик в России, решившаяся на подобный шаг. На презентации в Санкт-Петербурге побывала корреспондент газеты "Время новостей" Екатерина Сашенко, которой удалось поговорить с гендиректором фабрики Ниной Степановой.

- Какие позиции на кондитерском рынке занимает ваша фабрика?

- У фабрики сложился хороший имидж не только в России, но и за рубежом. Мы единственное кондитерское предприятие, получившее в 2001 году приз "Лидер качества". А в 1995 году мы первые во всей Восточной Европе получили награду престижного европейского конкурса Candy Kettle. Наша продукция занимает 25% рынка Северо-Западного региона. Только в Санкт-Петербурге у нас пять фирменных магазинов и 12, которые мы называем "двоюродными". Они самостоятельно торгуют под нашей маркой. А по России наша доля составляет около 4-5%. Пока нас это устраивает. Обидно лишь то, что нас не пускают на московский рынок.

- Что значит - не пускают?

- Естественно, никто никому ничего открыто не запрещает, но все регулируется ценами. Мы пытались торговать в столице. На рынке "Отрадное" у нас были свой офис и склады. Но торговля оказалась убыточной, и мы ее закрыли. Сейчас ищем другие возможности присутствия на московском рынке. В других регионах все просто. У нас есть дилеры и склады. А в Москве все поделено. Но мы не поставили на столице крест, она нам очень и очень интересна. Мне звонил представитель президента и сказал, что хотел бы сам открыть наш фирменный магазин. Я сказала -- ради бога. Я обеспечу всю гамму наших изделий. Но пока на этом все и закончилось. А сами москвичи на наш рынок не приходят. Это мне не нравится.

- Что дала вам автоматизация производства?

- Пока мы прошли только первый этап. Мы автоматизировали полностью процессы логистики: закупку, склад и реализацию. Раньше каждый отдел использовал разные системы. Вроде бы все компьютеризировано, но у каждого по-своему. Сейчас автоматизировано 57 рабочих мест, каждое из которых нам обошлось не менее чем в 700 долларов. С помощью своего компьютера я могу узнать, сколько продукции сегодня в цехах, сколько на складе и сколько идет на продажу.

Это очень удобно. Я сегодня не сомневаюсь в четкости наших показателей. Я могу заглянуть в систему «Парус» и проверить любую машину, любой стеллаж. Мы пока не сокращали людей, но, возможно, в будущем это произойдет. Компьютер может мне сказать, как работает экономист складского комплекса, который находится за 20 км от фабрики. Теперь мы будем внедрять систему на всех участках.

- Заметна ли уже сейчас экономия?

- Раньше погрузка машин шла с простоями. Мягко говоря, ругань наших водителей аж до четвертого этажа доходила. А сейчас все тихо. Меня это устраивает. И, по нашим расчетам, только на этом участке мы сэкономили за год 6 млн рублей.

- Как сейчас загружены мощности фабрики?

- Тут двойственная ситуация. С одной стороны, мы можем похвастаться, а с другой -- хорошего мало. В 2002 году мощности использовались на 92,6%. Казалось бы, здорово. Но этого мы достигли в основном за счет производства конфет. Очень слабо сегодня идет реализация шоколада. А сколько мы туда вложили денег, чтобы получить наш особый шоколад! Шоколадные мощности используются лишь наполовину. Мы терпим убытки. Нам необходимо более активно заниматься маркетингом. Очень обидно, что у нас так мало потребляют шоколад. Исследования, которые мы проводили с Ассоциацией гомеопатов, говорят о том, что горький шоколад очень полезен для мужчин, а молочный -- для женщин. Шоколад улучшает кровообращение, состав крови, это хорошая профилактика склероза. Он хорошо влияет и на сосудистую систему. А мы по своей серости в России шоколад не популяризируем. Вот я была в Швейцарии, так у них потребляется 10 кг шоколада на душу населения в год, а у нас только 3. Почему? Мне это непонятно. Поэтому растут и цены на шоколад. И рентабельность от этого у нас невысокая - в пределах 7%. А в советское время меньше чем 15% не было.

- Уже давно ходят слухи, что фабрика готовится к продаже контрольного пакета акций. Это так?

- Нет.

- А часто вам предлагают подобные сделки?

- Да.

- От кого были последние предложения?

- Скажу лишь, что когда необходимость в этом появится, я сама всех найду. Сегодня очень много предложений -- начиная от Швейцарии и заканчивая Скандинавией. Очень много. Фирма Hershy's тоже приходила. Но я считаю, что наша промышленность должна развиваться самостоятельно. Сегодня для нас главное -- это воспитывать своих специалистов и передавать их опыт молодым. Я всегда всем привожу в пример нашего главного технолога Аллу Готфельд. Сколько она воспитала специалистов, сколько дала знаний! А придут иностранцы - и неизвестно, что с нашими специалистами будет.

- А если вам предложат войти в холдинг "Объединенные кондитеры"?

- Без всяких если. У нас свои бизнес-планы, свой ассортимент, к которому привык наш покупатель. Зачем? Что это нам даст?

- Fazer еще размещает производство на вашей фабрике?

- Нет. Им это стало невыгодно.

- Каков ваш общий объем продаж? И какие вы предполагаете инвестиции в этом году?

- Объем продаж за 2002 год составил более 1 млрд рублей. Это на 15% больше, чем годом ранее. План 2003 года предусматривает рост в пределах 10%. В прошлом году на новое оборудование мы потратили 1 млн долларов. В этом году выделяем 2 млн долларов. У нас очень хорошие отношения с западными фирмами - производителями оборудования. Часто расплачиваемся с ними по частям. Это возможно потому, что наша фабрика награждена европейской наградой Candy Kettle.

по информации "Время новостей"

Источник: ИАЦ "Информкондитер"