18.06.2003

Автопром изменит стратегию. И это окажется на руку "АвтоВАЗу", считают консультанты



Прогноз развития мирового автопрома, опубликованный британской консалтинговой компанией Autopolis, идет вразрез со стратегией многих автогигантов, зато сулит лучезарное будущее "АвтоВАЗу". По мнению консультантов, в мировой автоиндустрии начнется дезинтеграция, а лидерами роста станут маленькие самостоятельные компании, к которым британцы причисляют и "АвтоВАЗ".
Autopolis - международная консалтинговая компания, специализирующаяся на стратегическом анализе автомобильной промышленности. Консультирует компании при разработке стратегии и политики развития, занимается оценкой потенциальных слияний и поглощений. Среди клиентов Autopolis - Caterpillar, DAF Trucks, Ford, Renault-Nissan, Suzuki, Volvo, VW.

Весь ХХ век мировой автопром переживал процесс консолидации. Его пик пришелся на конец 1980-х - начало 1990-х гг. Слияние Daimler Benz и Chrysler Corporation породило DaimlerChrysler - мирового лидера по выпуску внедорожников. General Motors (GM) приобрела шведский концерн Saab, а другая американская компания, Ford, сделала серию приобретений - Land Rover, Jaguar, Volvo и т. д. Теперь на долю шести корпораций - GM, DaimlerChrysler, Ford, Toyota, Renault-Nissan, Volkswagen (VW) - приходится 72% всех выпущенных автомобилей. Но в последнее время процесс консолидации несколько замедлился - только GM приобрела доли в Daewoo и Suzuki.

Теперь британская консалтинговая компания Autopolis пришла к выводу, что время консолидации в отрасли закончилось и начался обратный процесс - в ближайшие восемь лет лидеры мирового автопрома будут стремиться к продаже своих подразделений. Главной предпосылкой к этому консультанты считают падение спроса - в 2003 г. продажи новых автомобилей снизятся на 5% , падение сохранится и в 2004 г. Впрочем, восстановление спроса может начаться в 2005 г. , а продажи автомобилей превысят показатели 2002 г. сразу на 19% , но главным локомотивом роста станут страны Азии. В итоге, полагают в Autopolis, Ford может оказаться перед необходимостью продать Mazda и Volvo, а GM - Saab и свою долю в Suzuki. А DaimlerChrysler, возможно, решит продать Chrysler или Mitsubishi.

В Autopolis также считают, что в ближайшее время самый бурный рост продаж будут демонстрировать в первую очередь небольшие автомобилестроительные компании - китайские FAW и SAIC, индийская Tata и российский "АвтоВАЗ". Они работают на растущих рынках, к тому же защищенных протекционистскими мерами, констатируют консультанты.

Крупные же производители, такие как Fiat, Ford, VW, доминируют на рынках с низкими темпами роста, которые сохранятся такими и на ближайшие годы. Прогноз Autopolis для них неутешителен: к 2010 г. продажи GM сократятся на 3,6% к уровню 2002 г. , Fiat - на 50% , VW не изменит объемов продаж, Ford нарастит их на 1,3%. А вот "АвтоВАЗ" увеличит продажи на 62,5% , SAIC - на 266,7% , а FAW и вовсе на 333,3%.

Грэм Макстон, экономист и один из основателей Autopolis, заявил "Ведомостям", что к 2010 г. "АвтоВАЗ" способен увеличить продажи до 1,3 млн автомобилей с нынешних 800 000. Объяснения у Макстона те же - защитные меры и быстрые темпы роста российского рынка. С другой стороны, отмечает Макстон, без дальнейшей господдержки российскому автопрому не выжить.

В российском представительстве GM и пресс-службе "АвтоВАЗа" не стали комментировать прогнозы Autopolis. Менеджер по PR российского отделения Ford Motor Co. Оксана Хартонюк заявила "Ведомостям", что не видит угрозы для будущего компании, а набор подразделений Ford оптимален для развития, он обеспечивает присутствие в разных нишах. Сотрудник пресс-службы Renault сказал "Ведомостям", что, на его взгляд, процесс укрупнения в отрасли еще не завершен. Вице-президент консалтинговой компании Boston Consulting Group Кей Си Мьюнез тоже заявил "Ведомостям", что, по прогнозам BCG, консолидация мировой автоиндустрии продолжится и доли крупных компаний на рынках будут расти.

Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова тоже замечает у крупных автомобильных компаний тенденцию избавляться от некоторых подразделений по выпуску комплектующих и концентрироваться на выпуске нишевого продукта. Сахнова согласна, что у небольших производителей открываются хорошие возможности для развития, но они должны стараться заинтересовать покупателя. Например, говорит Сахнова, перспективы у "АвтоВАЗа" есть только в случае, если завод выведет на рынок новые модели и улучшит качество машин.

Источник: Ведомости