08.07.2003

Американская компания Hormel Foods борется за свою марку SPAM

В США разгорелся спор за право использования слова, которым пользователи интернета называют нежелательные сообщения по электронной почте. Единственным законным хозяином считает себя компания Hormel Foods, начавшая выпускать продукты под маркой SPAM более 60 лет назад, когда никакого интернета еще не было.

Конфликт начался после того, как небольшая американская компания, специализирующаяся на производстве программ, защищающих компьютер хозяина от спама, запатентовала в качестве собственной торговой марки словосочетание Spam Arrest. Программисты полагали, что слово "spam" уже стало общеупотребительным.

Однако в компании Hormel Foods, выпускающей тушенку, консервированную ветчину и прочие мясопродукты под маркой SPAM (от "spiced ham" – ветчина со специями) аж с 1937 года, с такой точкой зрения не согласились. Владельцы Hormel сочли, что заплатив в 1936 году изобретателю названия $100 и изрядно потратившись на раскрутку нового брэнда, они имеют исключительные права на его использование.

Не сумев договориться с владельцами Spam Arrest о добровольном отказе от использования спорного словца, на минувшей неделе руководители Hormel Foods потребовали от Агентства по патентам и торговым маркам министерства торговли США отменить регистрацию нарушающей их права торговой марки и запретить ее использование. Любопытно, что против разговорного названия "мусорных" электронных писем производители перченого мяса ничего не имеют.

Разве что писать его они просят исключительно строчными буквами. Название же фирменных мясопродуктов пишется только прописными – SPAM. В этом случае, по мнению владельцев Hormel Foods, авторитет продукта, на котором выросла вся Америка – с 1937 года компанией было выпущено свыше 6 миллиардов банок SPAM – не подрывается. А авторитет высок: город Остин в штате Миннесота, где расположен старейший из заводов компании, в разговорной речи часто называют Спамтауном.

Возможно, впрочем, что причина такой терпимости Hormel Foods кроется в наличии прецедента. Компания LucasFilms некогда уже пыталась запретить использование принадлежащей ей торговой марки Star Wars, то есть "Звездные войны", для обозначения планов администрации Рейгана по созданию системы Стратегической оборонной инициативы, однако проиграла суд. За самим Рональдом Рейганом, кстати, тогда же закрепилось прозвище Teflon. Однако владельцы брэнда, компания Dupont de Nemours, подавать в суд уже не стали.

Однако одно дело сленг, а другое – официальное использование торговой марки посторонней компанией, да еще в сочетании с не слишком лестным словом Arrest. Владельцы Hormel Foods опасаются, что раскрутка новой торговой марки сможет оттолкнуть покупателей их продукции и изрядно повредить бизнесу.

Представители Spam Arrest придерживаются другого мнения. "Если спросить простых людей на улицах, что такое спам, то большинство из них в первую очередь вспомнит о мусоре в электронной почте, а вовсе не о мясе для ланча. Мне кажется, что, требуя от нас отказа от своей марки, они переходят всякие границы", – заявил президент Spam Arrest Брайан Картмелл.

Решить, кто из спорящих компаний прав, предстоит представителям Агентства по патентам и торговым маркам США. Дата рассмотрения дела пока не назначена, а независимые юристы тем временем оценивают шансы сторон на победу как равные.

Источник: Рынок продуктов питания