08.07.2003

Закон "О связи" утвержден. Владимир Путин подписал его новую версию



Вчера президент поставил подпись под текстом нового закона "О связи". Несмотря на попытки депутатов и части сенаторов внести в закон свои коррективы, окончательный текст документа мало чем отличается от первоначальных предложений Министерства связи. Оппоненты нового закона не собираются сдаваться и намерены оспаривать его положения в судебном порядке. Новая редакция законопроекта "О связи" была принята в первом чтении 29 ноября прошлого года. В январе 2003 г. в Думу поступило письмо президента, в котором он критиковал ряд нововведений законопроекта. Была создана рабочая группа, призванная учесть более 1000 поправок, внесенных в документ законодателями. Однако комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи не принял большинства поправок, рассмотренных депутатами на рабочей группе. В результате закон с незначительными изменениями был принят Госдумой 18 июня и одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 г. Теперь он вступит в силу с 1 января 2004 г.

Среди основных нововведений закона - появление резерва универсального обслуживания - фонда, отчисления в который будут платить все операторы связи. Средства из этого фонда пойдут на развитие связи в тех регионах, где это экономически невыгодно. Универсальная услуга, которую должны получать все россияне независимо от их места жительства, включает таксофонную связь и доступ в Интернет через специально созданные пункты. Кроме того, закон более четко прописывает условия межоператорского взаимодействия и регулирования радиочастотного спектра. По новому закону у абонента появляется право выбирать между абонентской и повременной системой оплаты услуг местной телефонной связи.

По мнению Минсвязи, принятие этого закона - только начало процесса реформирования нормативно-правовой базы в отрасли. "Закон обеспечит реализацию новых механизмов, отвечающих уровню и реалиям развития рынка, - говорит первый замминистра связи Борис Антонюк. - Он также обеспечит сбалансированность интересов населения, операторских компаний и государства в вопросах развития связи в России".

Оппоненты закона утверждают, что он создает преференции традиционным операторам связи, входящим в холдинг "Связьинвест" в ущерб альтернативным операторам. "Как мне относиться к закону, по которому я должен буду просто так отдавать значительную часть выручки в какой-то фонд? " - риторически вопрошает руководитель альтернативного оператора, не пожелавший видеть своего имени в печати. Некоторые депутаты и члены Совета Федерации не возражают против создания фонда универсального обслуживания, однако считают, что механизм аккумулирования и расходования средств этого фонда должен быть более прозрачным.

Противники нового закона не собираются сдаваться. "Мы планируем идти в Конституционный суд, поскольку закон содержит положения, явно противоречащие общему гражданскому и налоговому законодательству, - говорит Павел Куликов, директор входящей в "Альфа-групп" компании "Альфа-Эко Телеком". - Мы будем пытаться оспорить нынешний вариант закона, вносить новые поправки и проводить их через законную процедуру. Будем бороться".

Другие участники рынка уже приготовились отстаивать свои интересы через принятие подзаконных актов, подготовка которых еще предстоит. "Для нас важно, чтобы в конечном итоге подзаконные акты не ухудшили условия операторской деятельности", - говорит директор по маркетингу компании "МТУ-Информ" Дмитрий Дронов.

В холдинге "Система Телеком" признают необходимость нового закона, однако считают, что в подзаконных актах должны быть четко отражены возможность выбора потребителем поставщика услуг связи и возможность выхода на рынок новых игроков. Кроме того, закон должен регулировать взаимоотношения операторов на рынке. По мнению руководителя департамента фиксированной связи "Системы Телеком" Михаила Амелюшкина, государство также должно гарантировать всем гражданам предоставление некоего минимального набора услуг.

"Принятый закон "О связи" позитивно скажется на финансовом положении региональных "телекомов", так как перекладывает часть расходов по финансированию нерентабельных проектов на независимых операторов, - говорит начальник аналитического отдела компании "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. - В результате с плеч операторов свалится порядка $200 - 300 млн ежегодно".

"Учитывая мощные столкновения интересов различных заинтересованных групп при прохождении второго чтения, закон довольно быстро прошел остальные стадии законотворческого процесса, - отмечает эксперт компании "Финанс-Аналитик" Олег Шенкер. - В целом это хорошо, так как споры вокруг отдельных положений закона были куда менее принципиальны для развития отрасли, нежели отсутствие закона вовсе".

Источник: Ведомости