05.08.2003

"Патэрсон" может поднять цены на региональные магазины



Стараниями московских ритейлоров в Казани в ближайшее время могут взлететь цены на магазины. Недавно "Патэрсон" стал арендатором строящегося в центре Казани супермаркета в гостинично-торговом комплексе "Корстон палас отель", перебив предложение "Рамстора" и Spar почти на 25%. Казань - один из самых привлекательных городов-миллионников для развития розницы, поэтому эксперты считают, что она может повторить судьбу Москвы, где за два года из-за дефицита недвижимости цены на магазины выросли вдвое. "Патэрсон" стал казанским ритейлором 23 июля, когда был подписан протокол о намерениях с группой компаний "Корстон" (занимается девелоперской деятельностью и управляет гостиницей "Орленок" в Москве). Согласно договоренности в 2004 г. "Патэрсон" станет арендатором супермаркетов (площадь каждого около 3000 кв. м) в гостинично-торговых комплексах "Корстон палас отель" в Казани (площадь 60 000 кв. м) и Йошкар-Оле (40 000 кв. м). В тендере на право аренды участвовали также компании "Рамэнка" (сеть "Рамстор") и "Марта" (сеть Spar).

В июле стороны отказались комментировать финансовую сторону сделки, сославшись на коммерческую тайну. "С нами было проще договориться", - объяснил председатель СД "Патэрсона" Алексей Мауергауз свою победу в тендере. Однако на днях источник, близкий к сделке, сообщил "Ведомостям", что сеть победила в тендере, после того как предложила "Корстону" необычайно высокую для регионов стоимость аренды - $250 за 1 кв. м в год.

Официально участники сделки по-прежнему не подтверждают, но и не не опровергают эту цифру. Председатель правления "Корстона" Анатолий Кузнецов лишь сказал, что сумма, предложенная "Патэрсоном", была на 15% больше предложенной "Мартой" и на 23% - "Рамстором". "Скажу только, что это нормальная рыночная цена. Такую же мы платим в Петербурге и Самаре", - заявил Алексей Мауергауз. Правда, его слова опроверг менеджер одной из сетей, участвовавших в тендере: "Мы отказались от дальнейшего торга. В этом магазине нормальная аренда была бы $150 - 180 за метр в год (около 5% от оборота). Арендовать магазин на условиях "Патэрсона" не имеет экономического смысла".

"При прочих равных условиях "Патэрсон" никогда не предпочли бы "Рамстору". Ведь он [ "Рамстор"] как якорный арендатор гораздо мощнее, - говорит партнер компании SMT Development Сергей Маринин. - Менее известная сеть, за которой другие арендаторы идут не так охотно, всегда платит больше".

"Это типичная политика "Патэрсона" - перебивать чужие цены на 15 - 20%. В Москве у многих сетей с ними тоже были столкновения по объектам, и "Патэрсон" часто выигрывал именно потому, что не считал деньги", - говорит представитель другой девелоперской компании, просивший не называть его имя.

Однако другие эксперты полагают, что сумма, заплаченная "Патэрсоном" за вход в Казань, может серьезно повлиять на тенденции, складывающиеся на местном рынке. Сейчас Казань - один из самых привлекательных городов для московских ритейлоров. В апреле супермаркет площадью 2000 кв. м здесь открыл "Рамстор", готовится открыть торговый центр Межбанковская инвестиционная группа, в июле начала строительство магазина площадью 23 500 кв. м шведская IKEA. Эксперты прогнозируют рост цен на недвижимость с увеличением числа новых операторов.

"Такая же ситуация была в Москве в 2001 г. Пришла "Пятерочка", которой надо было занять долю рынка. Она предлагала аренду выше, чем могли себе позволить другие, даже выше, чем просили владельцы магазинов. Так они взгрели цены на 30%. А потом из-за ажиотажа и другие операторы стали переплачивать", - вспоминает директор по маркетингу сети "Петровские" Олег Гвоздик. "Пятерочка" первой стала платить больше рыночной цены. Но потом и другие присоединились, из-за чего с 2001 г. цены на торговую недвижимость выросли в 2,5 - 3 раза", - говорит президент сети "Столица" Олег Горбольский.

Источник: Ведомости