07.08.2003

Заявка на звезды. В России вводится новая система классификации гостиниц



В России вводится новая единая госсистема "звездной" классификации гостиниц. О ее создании вчера официально объявили представители российского Министерства экономического развития и торговли (Минэкономразвития). Хотя классификация будет проводиться на добровольной основе, некоторые участники рынка считают, что она может привести к его существенному переделу. По данным Международной гостиничной ассоциации (МГА) , специальная система классификации гостиниц принята в 64 странах, а в 11 находится в стадии разработки. Известно около 30 различных национальных систем классификации, которые можно объединить в две основные - европейскую (звездную) и индийскую (балльную). По данным Минэкономразвития, в России сегодня около 4000 гостиниц, из которых более 70% по уровню услуг не подходят ни под одну общепринятую категорию.

Вчера руководитель департамента туризма Минэкономразвития Нателла Шенгелия объявила о введении общероссийской системы классификации гостиниц. Приказ о ее создании подписан министром экономического развития Германом Грефом, а работа проводится совместно с Госстандартом РФ.

Старые правила, по которым ранее классифицировались в России гостиничные услуги, Госстандарт уже отменил. По словам Нателлы Шенгелия, до 21 августа будет завершено оформление всех необходимых документов, после чего можно приступать к сертификации, в разработке стандартов которой принимали участие не только чиновники, но и руководители известных гостиниц, в том числе "Националя".

Шенгелия утверждает, что стандартизация будет добровольной, продлится полтора года, а по завершении этого срока не получившие сертификат гостиницы (речь идет о действующих гостиницах) будут уже не вправе подавать "заявку на звездность". Срок действия сертификата составит три года, после чего гостиница должна будет подтвердить уровень заявленных услуг и получить от государства новый документ.

"Пусть новая классификация и добровольная, но в любом случае она нужна участникам рынка как ориентир", - считает руководитель Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин. Довольна нововведением директор отдела продаж и маркетинга гостиницы "Катерина-Сити" Марина Тихомирова. "Сейчас стандартов нет, - сказала Тихомирова. - У нас большая нехватка гостиниц из-за того, что в большинстве наших гостиниц просто невозможно размещать людей из-за плохого состояния номеров". Не опасаются сертификации и в пятизвездном петербургском отеле "Коринтия Невский Палас". А вот Сергей Ковалев, исполнительный директор консультационной фирмы "ИнтерКонсалт", полагает, что гостиницы без энтузиазма отнесутся к появлению новых правил сертификации.

Как считает директор одной из петербургских гостиниц, которая позиционирует себя как трехзвездная, новая программа может стать серьезной проблемой для российских отелей. "Чтобы приблизить российские стандарты к западным, потребуется вложить в реконструкцию наших гостиниц серьезные средства", - говорит он. "Не у всякого владельца гостиницы есть деньги на то, чтобы реконструировать гостиницу в соответствии с новыми стандартами, - говорит Тихомирова из "Катерины-Сити". - Тогда, как мне кажется, они будут продавать гостиницы по дешевке". По оценке Тихомировой, в косметический ремонт одного номера в российской гостинице низкого класса, для того чтобы получать в ней европейский уровень услуг, нужно вложить $3000 - 4000. "Этой суммы хватит на ремонт санузла, замену мебели, обоев и даже на кондиционер", - говорит Тихомирова.

А Владимиру Иванову, гендиректору петербургской гостиницы "Октябрьская", которая позиционируется как трехзвездная, все равно. "Новая сертификация никак не скажется на нашем бизнесе: потребитель руководствуется не количеством звезд, а ценой и брэндом гостиничной сети", - говорит он.

Источник: Ведомости