26.08.2003

Рекламисты вновь захотели в туалет. Петербургские бизнесмены делают попытку подправить имидж ватерклозетов за счет рекламы


К текстам, периодически появляющимся в общественных уборных в России, всегда было достаточно скептическое отношение: «Писать на стенах туалета, увы, друзья, не мудрено...» Однако петербургские бизнесмены делают попытку подправить имидж ватерклозетов за счет рекламы.

Учредитель компании St-Petersburg Indoor Advertising Agency Морис Шанага и менеджер той же фирмы Тэд Онаказе, американские резиденты, работающие в Петербурге, не только предположили, что «писать» на стенах туалета можно, но и решили сделать на этом бизнес.
«Стены туалета -- это отличный рекламоноситель, -- уверен Тэд Онаказе. -- Новый для России, он с незапамятных времен используется в Америке и многих странах Западной Европы». Сколько денег тратится на Западе на позиционирование бизнесов в отхожих местах, Тэд не знает, по его словам, там постоянно рекламируются Microsoft, Nivea, K.F.C. и др.

Уже в первые месяцы после старта проекта St-Petersburg Indoor Advertising Agency планирует зарабатывать на реализации своей идеи от $5 тыс. в месяц, а в дальнейшем -- до $50 тыс. При этом предприниматели будут не только собирать деньги за рекламу, но и намерены платить ресторанам, кафе и бистро за право прохода в их туалеты.

Мочить в сортире

Реформаторы петербургского рекламного рынка считают, что в «кабинетах задумчивости» можно продвигать все что угодно, от косметики и пончиков до банковских услуг и кандидатов в депутаты. Тэд Онаказе уверяет, что нашел уже более 200 рекламодателей: «Это производители косметики, Internet-услуг, пива и т.д. Хотя для бизнеса интересно не столько количество рекламодателей, сколько заключение долгосрочных договоров». По планам компании, до конца года примерно 1000 кафельных «рекламоносителей» в 15 районах города смогут встретить своих посетителей разнообразными словами и изображениями, заключенными в рамочки. Новый «туалетный» проект стартует в сентябре, и агентство просило пока не оглашать список заведений, предоставивших ватерклозеты под рекламу. Однако менеджер одной из сетей общепита подтвердил корреспонденту «ДП», что его компания действительно решила в порядке эксперимента допустить в свои уборные рекламные постеры.

Половые признаки

По данным St-Petersburg Indoor Advertising Agency, 1000 заведений, значащихся в его базе, ежемесячно посещают более 500 тыс. человек. При этом Тэд Онаказе сказал, что рекламодатели будут платить от $14 до $49 за одну листовку, размещенную в «конфиденциальном кабинете» в специальной рамочке на срок до 30 дней. Другой известный рамочный рекламоноситель -- метро -- берет с рекламодателей примерно аналогичные деньги. Между тем средняя проходимость «подземки» составляет примерно 2,5 млн человек в день.
В каждом ватерклозете планируется развесить от 10 до 15 рамок. «Необходимо учитывать, что практически в каждом заведении есть как минимум два санузла, мужской и женский, -- отмечает менеджер. -- Поведение посетителей зависит от пола. Мужчины ходят в туалет поодиночке, а женщины предпочитают групповые посещения. Значит, мужчина расскажет о прочитанном друзьям, вернувшись за столик ресторана, а женщины обсудят информацию прямо на месте».
Тэд рассказывает, что проект готовился в течение нескольких месяцев, в это время он беспрерывно занимался маркетинговыми исследованиями, обходя бесконечное число туалетов в бистро, ресторанах, ночных клубах, кинотеатрах и учебных заведениях.

Для агитации рекламодателей и владельцев заведений к сотрудничеству привлекался пример клаустрофобии. «Как Вы думаете, почему в туалет многие люди идут с газетой или книжкой? Да потому что нам постоянно нужно чем-то занимать свои мысли. Не получая информации, находясь в замкнутом пространстве, мы чувствуем себя некомфортно, одиноко, -- рисует грустную картину Тэд Онаказе. -- Посмотрите (в этот момент Тэд протягивает фотографию, на которой в очереди у стойки неопознаваемого бистро толпится сотня людей). Каждый из них рано или поздно окажется в туалете этого кафе. Если там висит реклама, он прочитает ее, и это даст посетителю ощущение комфорта».

Неуд

Попыток обогатить местные туалеты рекламой делалось уже немало, но все они до последнего времени заканчивались ничем.

Эксперты объясняют туалетные провалы по-разному. Например, весьма распространена точка зрения, что причиной непопулярности альтернативных рекламоносителей в России является низкая стоимость телерекламы. Пока стоимость рекламных роликов на отечественных каналах в несколько раз ниже, чем на Западе, производителям нет смысла размениваться на «альтернативу».

«Реклама в туалетах? Это, наверное, эффективный метод фиксации информации в подсознании клиента, но не в России, -- сомневается коммерческий директор исследовательской фирмы «Гортис» Александр Дедюк. -- Нужно учитывать особенности российского менталитета». Сергей Леликов, директор креативного агентства рекламной группы «Гради», поддержал коллегу: «Это в Америке граждане ментально свободны, а мы в России до сих пор «выдавливаем из себя по капле раба». Тем не менее идея продвижения товаров и услуг в туалетах, -- не любых, но избранных -- имеет право на жизнь. Кроме того, нужны соответствующая стилистика рекламных текстов, хороший юмор. Например, реклама пива, если ее подать в нужном ключе, в туалете была бы «в тему». Допустим, разместить над писсуаром брендированный стикер со слоганом-шуткой, желающим удачного облегчения».(Оксана Ермошина, «Деловой Петербург» )

Источник: Outdoor.Ru