18.11.2003

Швейцарская прокуратура вступилась за российскую по уголовному делу Бориса Березовского



       Прокурор Швейцарии Валентин Рошахер сделал официальное заявление о начале расследования его ведомством дела по подозрению политэмигранта Бориса Березовского в отмывании "грязных" денег и участии в преступной организации. Сам господин Березовский считает, что за данным делом кроется попытка российской прокуратуры, проигравшей дело о его экстрадиции, найти альтернативный путь его уголовного преследования.

       В минувшее воскресенье федеральный прокурор Валентин Рошахер дал интервью цюрихской газете SonntagsZeitung, в которой сообщил, что его подчиненные начали расследование с целью проверить финансовые операции в Швейцарии Бориса Березовского, подозреваемого в отмывании незаконно нажитых денег и причастности к оргпреступности. Как стало известно Ъ, данное швейцарское дело связано с аналогичным российским, по которому господина Березовского и его партнеров Юлия Дубова и Бадри Патаркацишвили обвиняли в мошенничестве при проведении ЛогоВАЗом в 1994-1995 годах зачетной сделки с АвтоВАЗом и администрацией Самарской области.

       В прокуратуре Швейцарии категорически опровергли, что дело возбуждено на основании сведений, предоставленных российскими правоохранительными органами, заявляя, что это собственная инициатива швейцарских прокуроров. В связи с этим господин Рошахер заметил: "Нельзя недооценивать опасность, исходящую от экономических сетей, которые возникли в результате более или менее неконтролируемой приватизации в России. Дело против Березовского мы открыли без всякого принуждения, потому что у нас есть данные для подозрения в отмывании денег. Если такое дело провести тщательно, это окажет и профилактический эффект: значит, у Швейцарии имеется защитный механизм, и он действует".

       В вышеупомянутом интервью прокурор Рошахер выступил с довольно неожиданными комплиментами в адрес России, назвав ее правовым государством, в котором невозможно политическое преследование по уголовным статьям. В свою очередь, Борис Березовский, отвечая на вопросы Ъ, предположил, что последнее заявление швейцарского прокурора как раз связано с политикой и что он выполнял некое "поручение".

       – Мне было известно,– сказал господин Березовский,– что Генпрокуратура России, поняв еще в начале этого года, что не сумеет добиться моей экстрадиции, пошла обходным путем. Она обратилась, как мне стало известно, к дружественным органам прокуратуры по крайней мере двух европейских стран, одной из которых была Швейцария, чтобы там возбудили против меня уголовные дела. Заметьте, что, несмотря на заявление российской Генпрокуратуры о том, что она подаст апелляцию на решение лондонского суда, отказавшего в моей экстрадиции, никаких апелляций так и не было подано.

       На вопрос Ъ, почему именно Швейцария возбудила против него дело, господин Березовский ответил:

       – Там была зарегистрирована фирма Andava, которая в свое время забрала счета "Аэрофлота" у КГБ-ФСБ, чьи структуры привыкли тратить их на свои нужды. И второе соображение, я никогда о нем не говорил: в России есть антисемитизм, но меньше, чем в Швейцарии. Вспомните историю, когда швейцарские банки сокрыли и похитили деньги у евреев, находившихся во время войны в концлагерях.

       – Я не верю ни одному слову господина Рошахера,– продолжил Борис Березовский.– У меня есть доказательства тому, что Генпрокуратура России присылает Швейцарии заведомо ложные документы, а швейцарцы на основании этой информации с ней сотрудничают. Швейцарская прокуратура действует недобросовестно.

       Примечательно, что еще в апреле нынешнего года, когда Швейцарию посетил генпрокурор Владимир Устинов, швейцарская прокуратура обнародовала сведения о проведенных ею обысках у представителя Бориса Березовского в Швейцарии адвоката Ханса Петера Йенни. Тогда же многие СМИ сообщили о том, что господин Йенни скрывается от швейцарского правосудия на Кипре. Однако господин Березовский это опроверг:

       – Ни от кого он не скрывается: господин Йенни остается гражданином Швейцарии и одновременно является резидентом Кипра, свободно передвигаясь по Европе. Со швейцарской прокуратурой он разбирается в судебных органах, подав к ней встречный иск. Я Ханса знаю очень давно – в Швейцарии у него безупречная репутация, поэтому им нелегко будет хоть чем-то ее запятнать.

       Вместе с тем Борис Березовский не исключает, что выполнит пожелание прокурора Рошахера, высказанное в упомянутом интервью, и посетит Швейцарию, чтобы помочь следствию:

       – Я соскучился по Швейцарии, ведь они мне очень долго не давали визу. Причина, я полагаю, в том, что ОРТ (принадлежавшее Борису Березовскому.–Ъ) очень подробно рассказывало о попытках швейцарских властей и банков этой страны воспрепятствовать возврату денег репрессированным во время войны евреям. Но теперь я имею на руках британский документ о предоставлении мне политического убежища, который позволяет мне въезжать в Швейцарию даже без визы. Я с удовольствием поеду, соскучился по этой стране, может, на лыжах покатаюсь. Но когда конкретно, пока сказать не могу: я нанял швейцарских адвокатов и буду действовать в соответствии с их рекомендациями.

       ИГОРЬ Ъ-СЕДЫХ, Женева; ЕКАТЕРИНА Ъ-ЗАПОДИНСКАЯ


Источник: КоммерсантЪ